ИЗ ЛЕТОПИСИ «НОВОГО МИРА»
Ноябрь
20 лет назад — в № 11 за 2000 год напечатаны «Стариковские записки» Сергея Залыгина.
40 лет назад — в № 11 за 1980 год напечатан роман Чингиза Айтматова
«И дольше века длится день».
75 лет назад — в №№ 11-12 за 1945 год напечатаны переводы С. Маршака «Из Вильяма Шекспира. Сонеты».
90 лет назад — в № 11 за 1930 год напечатаны стихи Э. Багрицкого
«Происхождение», «Итак — бумаге терпеть не в мочь», «Весна, ветеринария».
ПРОЗА
Ирина Мамаева. Лучше оленей. Пролог к роману «Деструдо»
"Пролог к роману", который читается как законченная повесть – про девочку, живущую в поселке на Камчатке в годы войны, детство которой ничем не защищено от жесткости, а часто жестокости, взрослого мира вокруг нее. Девочка пытается заслониться от реальности фантазией о добрых заботливых оленях, принявших ее в свою семью, но ей не уйти от вхождения в реальный мир, и она намерена сделать это отнюдь не в качестве его, мира, жертвы.
Евгений Кремчуков. Свидетельство. Поэма
Поэма в прозе. Начало: «И вновь было уже бывшее встарь. Будто и не случилось никогда никакого одного времени, а вслед за ним другого. Ни заката за рассветом, ни дня за днем, ни за годом года. Ни разницы не найти было, ни числа. Мир этот не ведал часов и не узнал часовщика. Все и сразу стало в нем, не в очередь, не одно за другим, не юностью и старостью – но сразу и навсегда…» В поэме два героя и два времени: Александр Блок 1918 года со своим внутренним монологом и поэт Евгений Кремчуков, пишущий о Блоке со своим собственным монологом – переплетение двух голосов в конце концов выстраивает единый текст, время написания которого обозначено датами «1901 – 28 января 1918, 25 мая – 16 июня 2020».
Григорий Аросев. В Париже. Новелла
Конец тридцатых годов прошлого века, поезд «Берлин – Париж», случайные попутчики, русские: он и она; их разговор в ресторане – это разговор двух кочующих по Европе эмигрантов, пытающихся укрыться от приближающейся войны; ну и, разумеется, для читателя прописывается в новелле внутренний сюжет, порожденный изображенной ситуацией.
Тамерлан Гаджиев. Ёжик. Рассказы.
Два рассказа: первый «Sehnsucht» (ностальгия) представляет собой прозу как бы путевую – запись впечатлений русского туриста, путешествующего по Германии, но именно «как бы», поскольку повествователь в этой прозе – один из ее персонажей, вместе с работником замка-музея, в котором нацисты умерщвляли душевнобольных, бармена на автовокзале и других, включая приснившегося Федора Достоевского, который ругает автора за непочтительность; второй рассказ, «Ёжик», про то, что в жизни бывают вещи «пострашнее армии» – к такому выводу приходит сослуживец повествователя, молодой человек из интеллигентов, с трудом переносящий армию, да и жизнь в целом.
Владимир Горбачев. Тёпловка. Рассказы.
Еще два рассказа – психологическая проза: «Какие нужно задачки решать, чтобы жить?» – отнюдь не праздный вопрос для героини первого рассказа, оказавшейся в ситуации, выходом из которой ей показалась – но только показалась – только петля; ну а второй рассказ – про семью, приехавшую в лес, чтобы «побыть в лесу», то есть почувствовать, пусть и на чуть-чуть, Вселенную, и про лес, принимающий и провожающий гостей.
Лев Усыскин. Метель. Из рассказов Иоганна Петера Айхернхена
Знакомый сюжет: первая половина XIX века, глубинная Россия, зима, ночь, метель, молодой человек в кибитке спасается от мороза в случайно оказавшейся на его пути церкви, в церкви его встречают девушка с подругами и батюшка, «Где вы были?» – говорят они молодому человеку, ставят рядом с девушкой, и священник начинает венчальный обряд… Где-то мы про это читали, но вот дальнейшее развитие сюжета пока еще читателю незнакомо.
СТИХИ
Подборки стихотворений Елены Сунцовой «Ветер и стихотворение», Геннадия Русакова «В родительской стране», Александра Климова-Южина «Майские иды», Инны Домрачевой «Учебные слезы», Анны Трушкиной «Счастливые рыбы», Натальи Разувакиной «На Призывном»,
Анны Логвиновой «Том и Бекки» –
Я была рождена раздавать интервью,
У меня десять тысяч лайфхаков,
Как стоять во вьетнамках у любви на краю,
Как залечь и не рваться в атаку.
Не ныряй, не взлетай, не пытайся штормить,
Аккуратно плыви по дорожке блокнота,
Расставаться всегда означает любить,
А вот это совсем неохота.
МИР ИСКУССТВА
Георгий Шепелев. О любви и ненависти. Тема вторжения инопланетян в советском и постсоветском кинематографе
Советская и постсоветская кинофантастика о контактах землян с инопланетянами – контактах бесконфликтных, предполагающих вхождение в межпланетное сообщество в фильмах 60-х годов («Мечте навстречу», «Туманность Андромеды» и др.), и контактах, перешедших в сегодняшнем русском кино в смертельную схватку с космическими соседями по разуму («Притяжение, «Вторжение», «Аванпост» и т. д.).
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Александр Чанцев. ПИН ФМД. О принципе построения «Преступления и наказания»
Попытка сформулировать «ПИН-код» сюжетостроения у Достоевского: «…Достоевский продемонстрировал в ″Преступлении и наказании″, он писатель состояния, а не действия. Да, действий в его книгах очень много – старушку, студента, отца убивают, миллион летит в огонь и так далее, герои постоянно разговаривают, ходят, суетятся, что-то демонстрируют, имитируют деятельность, но работают тут, как Бог, лишь одни идеи. И в результате из всех огромных ″Братьев Карамазовых″ мы навскидку вспомним, пожалуй, доподлинно лишь одно действие – старец Зосима после смерти ″пропах″…»
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Олег Заславский. О скрытом сюжете в «Метели»
О явлении, «получившем в литературоведении название ″скрытый сюжет″: ситуация, когда ключевые события в тексте не объясняются, но могут быть восстановлены, несмотря на опущенные звенья».
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Андрей Пермяков. О чем не говорят. Как посттравматическое расстройство сделалось важнейшей поэтической темой, что с этим делать и почему надо слушать женщин.
Новая статья Пермякова посвящена женской поэзии – территории для критика-мужчины по нынешним временам исключительно опасной, нашпигованной минами, начиная уже от самого использования слова «поэт» по отношению к женщине (а почему не «поэтка» или «поэт(ка)»? на худой конец «поэтесса»?), но автор бесстрашен, полагаясь на предлагаемый им уровень эстетического анализа. Предлагаемый Пермяковым подход к теме и используемый им инструментарий дает ему возможность подвести некоторые итоги осмысления темы в нашей литературной критике, и как естественное продолжение этой работы – открыть новое пространство для разговора о женской поэзии. Речь идет об одной из опорных в данном случае тем – о телесности в женской поэзии; анализ ведется на материале стихов Инны Лиснянской, Веры Павловой, Марии Галиной. Ну а тема «женской телесности» неразрывна связана с темой «травмы», «культа травмы», о чем речь идет во второй части статьи, с привлечением имен Галины Рымбу, Елены Фанайловой, Екатерины Симоновой, Ганны Шевченко и других в контексте сегодняшней философии и культуры (С. Аверинцев, Б. Подорога, Ф. Лиотар, Макс Шелер, Генри Миллер и другие, а также феномен снова ставшей актуальной «Новой этики»).
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Владимир Березин. «Маленький человек и мироздание» – о книге Виктор Пелевин «Непобедимое Солнце». М., «Эксмо», 2020»;
Аркадий Штыпель. «Палкоход» – о книге: Игорь Булатовский «Северная ходьба: Три книги». Предисловие А. Житенева. М., «Новое литературное обозрение», 2019;
Денис Ларионов. «Все ветви истории боковые» – о книге: «Владимир Шаров: По ту сторону истории. Сборник статей и материалов. Под редакцией М. Липовецкого и А. де Ля Фортель». М., «Новое литературное обозрение», 2020;
Евгения Риц. «Post(non)fiction диптих» – о книгах: Кирилл Кобрин «Лондон: Арттерритория». СПб., «Арка», 2020; Кирилл Кобрин «Письма из карантина». СПб., Masters Journal. 2(5) 2020;
Александр Марков. «Филология будущего» – о книге: Вернер Хамахер «Minima Philologica». СПб, Издательство Ивана Лимбаха, 2020.
КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
О фильме Кристофера Нолана «Довод» про колонизацию людьми отдаленного будущего ресурсов Земли прошлого – то есть нашего сегодняшнего настоящего, излагаемого режиссером в жанре крутого боевика с драками, погонями, роковыми красотками, отвратными злодеями и так далее. Однако, как пишет Сиривля, перед нами не очередной голливудский фильм-аттракцион а ля Джеймс Бонд, а «очень личное и очень авторское кино».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Книги: выбор Сергея Костырко (Иван Саблин «Дальневосточная республика. От идеи до ликвидации»; Ольга Токарчук «Диковинные истории»; Владимир Коркунов «Побуждение к речи. 15 интервью с современными поэтками о жизни и литературе»).
Периодика (составитель А. Василевский) – «Артикуляция», «ДЕГУСТА.РU», «Звезда», «Знамя», «Известия (IZ.RU)», «Лаканалия», «Московский книжный журнал/The Moscow Review of Books», «НГ Ex libris», «Новое литературное обозрение», «Правмир», «Российская газета», «Современная литература», «Топос», «Урал», «Формаслов», «Excellent», «post(non)fiction», «Textura»
SUMMARY
This issue publishes a prologue to a novel by Irina Mamaeva «Better than Deer»,
a poem (in proze) by Evgeny Kremchukov «A Testimony», a sketch by Grigory Arosev
«In Paris», collections of short stories by Tamerlan Gadzhiev «A Little Hedgehog», by Vladimir Gorbachev «Tyoplovka» and also a short story by Lev Usyskin «The Blizzard». The poetry section of this issue is composed of new poems by Elena Suntzova, Aleksander Klimov-Yuzhin, Anna Logvinova, Irina Domracheva, Anna Trushkina and Natalya Razuvakina.
Sections offerings are following:
World of Arts: Georgy Shepelev in his article «About Love and Hatred» writes about alien invasion theme in Soviet and post-Soviet films.
Publications and Reports: Aleкsander Chantsev in his essay «PIN-code of Dostoevsky» writes about principles of «Crime and Punishment» construction as a model for the whole massive of Dostoevsky’s prose.
Literature Studies: an article by Oleg Zaslavsky «On a Hidden Plot of Pushkin’s “The Blizzard”» analyses the famous short story.
Literature Critique: Andrey Permyakov in his article «What They Do Not Talk About» analyses trends in contemporary women’s poetry.