Кабинет

Журнал №5 2020

Содержание

Содержание № 5  2020


Дмитрий Данилов - СПАСИ НАС
Ирина Богатырева - СОГРА. Роман. Окончание
Александр Кушнер - ВСЕ РАДОСТИ МИРА
Игорь Малышев - ЧЕРНОЗЕМНЫЕ БЫЛИ
Елена Михайлик - ЭНТРОПИЯ БЕРЁТ СВОЁ
Саша Филбар - КАНАТ
Мария Ватутина - ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ
Владимир Березин - ПОСЛАННИК ИЗ ПРОШЛОГО
Александр Тимофеевский - МЕТАМОРФОЗЫ В СИРАКУЗАХ
Виктор Резцов - ВОСПОМИНАНИЯ О ТОЙ ВОЙНЕ

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ


Дмитрий Бавильский - ИЗ-ПОД МАСКИ. КОРОНАНАРРАТИВ

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


Фабрис Аджадж - И СЛОВО СТАЛО ПЛОТНИКОМ — ИЛИ ДОБРАЯ ВЕСТЬ НАШИХ РУК

МИР НАУКИ


Алексей Музычкин - НОВАЯ ГИПОТЕЗА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Владимир Губайловский - «ОШИБКА» БОРИСА ПАСТЕРНАКА
Григорий Кружков - «ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ». ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ У ЭЛИОТА И ПАСТЕРНАКА

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ


Олег Лекманов - УТЕРЯННЫЙ КЛЮЧ К РАССКАЗУ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА «СРЕЗАЛ»

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Ася Михеева - РЕЧЬ ИХ, КАК КИСТИ СЛЕПЫХ ПОВИТУХ
Дмитрий Артис - ПЛЮС СТО-ПЯТЬСОТ СЛОВ О СОНЕТАХ К ЛЕРУА МЕРЛЕН
Галина Зеленина - ОМУТ ПАМЯТИ
Александр Чанцев - ПО НАПРАВЛЕНИИЮ К ПОБЕДЕ КРЫЛАТЫХ ЛЮДЕЙ

Юрий Орлицкий - КНИЖНАЯ ПОЛКА ЮРИЯ ОРЛИЦКОГО
Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - КНИГИ: ВЫБОР СЕРГЕЯ КОСТЫРКО
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА








Анонс

                                                                                                                                                                                                                                                    

Анонс майского номера (№ 5, 2020) журнала «Новый мир»


ПРОЗА


Ирина Богатырёва. Согра. Роман. Окончание

Психологический триллер – повествование о девочке-подростке и ее брате, отправленными отцом на лето из города в дальнюю деревню, –  для юных горожан деревню дальнюю и географически, и психологически; то есть герои оказались в новом для них мире, который заставляет их заново учиться жить; восприятие этого процесса обостряется в романе еще и психологической неустойчивостью героини, девочки-аутистки, и так без особого доверия относящейся к окружающему ее миру, а в сложившейся ситуации мир обретает для нее еще и черты фантасмагории.

Игорь Малышев. Черноземные были. Рассказы

Небольшая подборка рассказов, демонстрирующая современную культуру «короткой прозы», когда предельно сжатое повествование выполняет функции повествования развернутого эпического, психологического, того, к которому нас приучила русская классика.

           

Саша Филбар. Канат. Рассказ

Рассказ про то, на что способна материнская любовь.


Владимир Березин. Посланник из прошлого. «Снег» Константина Паустовского

Эссе о писателе, скрывавшимся для большинства его почитателей за обликом знаменитого Константина Паустовского как автора трогательных рассказов про любовь, природу и путешествия по родной стране; тогда как, по мнению Березина, проза Паустовского далека от «сентиментальной размягченности» – писателю удалось сказать многое о жесткости и часто и жестокости своего века; тут все дело в том, какими глазами читать Паустовского.


 

Виктор Резцов. Воспоминания о той войне.

Записи из «семейных архивов» - воспоминания о детстве в годы войны, записанные автором повествования уже в зрелости, в которых – взгляд ребенка на войну, дополненный взрослым пониманием пережитого им когда-то.


 СТИХИ


Подборки стихотворений Александра Кушнера «Все радости мира», Елены Михайлик «Энтропия берет свое», Марии Ватутиной «Задержка дыхания», Александра Тимофеевского «Метаморфозы в Сиракузах»,

а также стихотворение, а точнее, короткая поэма Дмитрия Данилова  «Спаси  нас» – о неподъемной тяжести бытия:  молитвы людей, дошедших до края и уже опустивших руки, у которых последняя надежда – на Богородицу, которая сможет или заново их оживить, или примирить со смертью, для кого-то желанной даже:

«… …. …

Пресвятая Богородице

Я уж не знаю, как оно там

Может, если можно

Что-то сделать с этим

С этой сплошной беспросветностью

Что-то сделать такое

Чтобы не спиваться

Не старчиваться

Не бросаться с крыши

И не лезть в петлю

Может быть как-то

Каким-нибудь способом

Спаси нас

… … …»



                                                                      

                                  

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Дмитрий Бавильский. Из-под маски. Коронанарратив.

К новой лирико-философской эссеистской прозе Бавильского эпиграфом можно было бы поставить строчку из Пастернака «И чем случайней, тем вернее…» – начало текста: "Сестра моя Лена напугала маму, бросив в семейный чат сообщение: «От Солнца откололся кусок и летит прямо на Землю...» Мама, пережившая падение «челябинского болида» 15 февраля 2013 года одна в нашем доме (стекла задрожали, в обморок упали), мгновенно настроилась на самое худшее: «Не было печали: мало нам вируса и поправок в конституцию!» Лене тут же пришлось маме объяснить, что это цитата. Из Незнайки. Все эти дни на нас сыплется такое количество сообщений, что многие живут в боевой практически готовности к любым плохим новостям, слету воспринимаемым единственно возможными. Тем более что пока пик эпидемии не пройден (я пишу этот дневник в начале апреля из Челябинска, являющегося для России чем-то вроде символа даже не города, но места вообще – некоего территориального промежутка, знака средней температуры по больнице, хотя уже сейчас опасно соседский Екатеринбург по количеству инфицированных covid19 выходит на третье место по стране, после Москвы и Питера), опасность все еще кажется умозрительной и неконкретной…»

                                                          

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.

Фабрис Аджадж. И Слово стало плотником ­– или Добрая весть наших рук

Сегодняшние, в эпоху постмодерна, размышления христианского философа о «дегуманизации человеческой личности, беззащитной перед вызовом современного технократического общества: «Сегодня, когда робототехника делает наши руки избыточными, тайна Воплощения ощущается еще более остро. Во времена святых отцов крестьяне и ремесленники составляли большинство населения: в том, что Иисус Христос был плотником, не было ничего необычного, это было в порядке вещей. Сегодня, когда крестьянский и ремесленный труд стали такими редкими, этот факт, несущий богатый смысл, невозможно обойти вниманием. Его следует впервые истолковать буквально ради спасения нашего сознания. Почему Слово стало плотником? Для того, чтобы продемонстрировать теснейшую связь между телом и сознанием, чтобы убедить нас окончательно и бесповоротно в том, что проводник человеческого в человеке – это рука…»



                                  

МИР НАУКИ

Алексей Музычкин. Новая гипотеза происхождения языка

В этой публикации уже знакомый читателю "Нового мира" прозаик Алексей Музычкин выступает как лингвист, автор исследования, посвященного  проблеме глоттогенеза или происхождения естественного языка. Свой подход к теме Музычкин излагает в подготовленной к печати книге «Метод Sapiens. Новый взгляд на проблему происхождения языка и культуры». "Новый мир" публикует главу из этой книги, специально подготовленную автором для журнала, в которой, собственно, и изложена сама гипотеза.


                                  

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Владимир Губайловский.  «Ошибка» Бориса Пастернака. О стихотворении «Единственные дни».

К вопросу о том, какой же все-таки месяц года имел в виду Пастернак в своем стихотворении «Единственные дни»; то есть упоминаемый в стихотворении «солнцеворот» – это солнцестояние (самый короткий день в году) или равноденствие (20 марта)? Автор статьи предлагает свое объяснение тому, каким образом у Пастернака  в «солнцеворот»» середина зимы и оттепель оказываются совмещены.

           

Григорий Кружков. «Единственные дни». Зимний солнцеворот у Элиота и Пастернака.

Статья, продолжающая поднятую Губайловским тему «солнцеворота», только здесь тема эта возникает на материале сравнительного анализа поэтической ситуации первых постсталинских лет в русской поэзии (Пастернак)  и традиции английских романтиков, наследником которой во многом и выступал Элиот, скажем,  в своих «Четырех квартетах». Автор статьи исходит из того, что у обоих поэтов «солнцеворот» возникает не только как «надежда и предчувствие весны», но и как «миг постижения истины, остановки летящего времени. Этот день, не принадлежащий ни прошлому, ни будущему; дает нам возможность ощутить вечное».



ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Олег Лекманов.  Утерянный ключ к рассказу Василия Шукшина «Срезал»

Статья про одного из самых известных персонажей Василия Шукшина - хрестоматийного уже Глеба Капустина из рассказа "Срезал", про «идиота», «который, впрочем, не такой уж идиот», как охарактеризовал его Шукшин. Образ Капустина уже породил целую литературу, авторы которой могут резко расходиться друг с другом в своих суждениях. Лекманов предлагает свое прочтение шукшинского рассказа, возможно, неожиданное для нынешних поколений россиян, не знавших о том, что к началу 70-х годов (времени написания рассказа) «советские крестьяне, в отличие от городских жителей, по-прежнему не имели паспортов. Более того, им не разрешалось покидать свое село более чем на тридцать дней, а для выезда, например к родным, требовалось брать соответствующее разрешение (справку) в сельсовете», то есть в образе Капустина отсвет тогдашнего противостояния города и деревни, свободных горожан и крепостных селян. 


РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Ася Михеева «Речь их, как кисти слепых повитух» – о книге: Евгения Некрасова. Сестромам. О тех, кто будет маяться. Рассказы, повести. М., «АСТ; Редакция Елены Шубиной», 2019;

Дмитрий Артис «Плюс сто-пятьсот слов о сонетах к Леруа Мерлен» – о книге: Вадим Месяц. 500 сонетов к Леруа Мерлен: стихи и картинки. М., «Квилп Пресс; Центр современной литературы», 2019;

Галина Зеленина «Омут памяти» – о книге «203 истории про платья». Составители Линор Горалик и Мария Вуль. «АСТ», 2019, 176 стр.

Александр Чанцев «По направлению к победе крылатых людей» - о книге: Светлана Семенова. Созидание будущего: Философия русского космизма. М., «Ноократия», 2020;

Книжная полка Юрия Орлицкого

В этом номере читателей знакомит cо своим выбором  доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Российского Государственного Гуманитарного университета (Москва)

Гомер в переводе П. А. Шуйского. Под общей редакцией И. Летовой. Издание 2-е, дополненное. Екатеринбург, «Издательство Уральского университета», 2019;

Алкей и Сафо. Собрание песен и лирических отрывков в переводе размерами подлинников Вячеслава Иванова со вступительным очерком его же. Третье, переработанное издание. Научная редакция,  составление, вступительная статья и текстология К. Ю. Лаппо-Данилевского; комментарии С.А. Завьялова. СПб., «Издательство имени Н. И. Новикова», 2019;

Фольклор без фольклористов. Рукописные  альбомы и любительские собрания частушек первой трети XX века. Составитель М. Л. Лурье, Н. Н. Рычкова; под редакцией М. Л. Лурье. М., РГГУ, 2018;

Е.С. Новик. Миф и ритуал народов Сибири. Избранные статьи. М., РГГУ, 2019;

Владимир Федорович Марков: первооткрыватель и романтик. К 50-летию издания книги «Russian Futurism: A History». Материалы и исследования. Составители А. В. Крусанов и Н. Г. Фиртич. СПб, «Издательство общества “Аполлон”», 2019;

Даниил Хармс глазами современников. Воспоминания. Дневники.  Письма.  Под редакцией А. Л. Дмитренко и В. Н. Сажина. СПб., «Вита Нова», 2019;

Русский охотничий рассказ. 2-е изд., переработанное и дополненное. Составитель  М. М. Одесская.  М., «РГГУ», 2019;

«Вакансия поэта» в русской и зарубежной литературе рубежа XX-XXI веков: Материалы Международной научной конференции (Воронеж, Воронежский государственный университет, 22-23 ноября 2019 г.). Под редакцией А. А. Житенева. Воронеж, «Воронежская областная типография», 2019;

Литературное наследство. Том III. Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916 -  1927 гг. Составление, подготовка текста, вступительная статья Е. В. Глуховой, Д. О. Торшилова. Ответственный редактор О. А. Коростелев. М., «ИМЛИ РАН»,  2018;

В. Г. Куприянов.  Противоречия: Опыты соединения слов посредством смысла. Предисловие  А. Скворцова. М., «Б.С.Г.-Пресс», 2019;

                                              

Кинообозрение Натальи Сиривли  

Принц и нищий

«Режим самоизоляции – хороший повод взглянуть на происходящее в Российском кино. Чемпионом проката в текущем году стал у нас фильм «Холоп» режиссера Клима Шипенко, собравший аж 3 миллиарда рублей (50 миллионов долларов) в новогодние праздники, обойдя и костюмно-державный блокбастер «Союз спасения» Андрея Кравчука про восстание декабристов (сборы – 11 миллионов долларов) и фантастический боевик Федора Бондарчука «Вторжение» про вторжение инопланетян в Москва-сити (15 миллионов). Всему этому дорогостоящему пафосу зритель предпочел незатейливую комедию а ля «Шоу Трумана» про то, как современного зажравшегося мажора перевоспитывают, отправив в XIX век – крепостным на конюшню.

Почему? …»

                                              


 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Книги: выбор Сергея Костырко – Франческо Пикколо. Минуты будничного несчастья; Даниил Туровский. Вторжение. Краткая история русских хакеров; Сергей Шикарев. Координаты фантастики.

Периодика (составитель А. Василевский) – «Афиша Daily», «Волга», «Год литературы», «Горький», «Дружба народов», «Звезда», «Интерпоэзия», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ Weekend», «Культура», «Литературная газета», «Лиterraтура», «Новая газета», «Реальное время», «Российская газета», «Русская Idea», «Русский европеец», «Среда обучения», «Фоксфорд Медиа», «Формаслов», «Читаем вместе. Навигатор в мире книг», «Arzamas», «ForPost», «Prosodia», «Rara Avis», «Textura»                                                  

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация