Кабинет

Журнал №7 2014

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ № 7 (2014)



Илья Фаликов - НЕ УЧИ КУЗНЕЧИКА КОВАТЬ
Зинаида Линден - ПО ОБЕ СТОРОНЫ
Ольга Сульчинская - ЛАМПОЧКА
Валерий Вотрин - ИКОТА ЯКОВА И.
Владимир Салимон - ВОДА СТАНОВИТСЯ ТЯЖЕЛОЙ
Евгений Шкловский - ДАУНШИФТЕРЫ
Глеб Шульпяков - САМЕТЬ
Анна Аркатова - ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КОЛЬЦЕБРОС
Евгений Солонович - НИКТО НЕ СПРАШИВАЕТ

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Александр Неклесса - ПОЛИТОЛОГИЯ БУДУЩЕГО

ПРЕМИЯ

Людмила Сараскина,  Павел Басинский,  Андрей Немзер,  Ирина Роднянская - ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Алсу Акмальдинова,  Олег Лекманов,  Михаил Свердлов - «ОДНА ИГРА АНГЛИЙСКАЯ…»

ОПЫТЫ

Владимир Губайловский - О ПРИРОДЕ ВОСПРИЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Олег Юрьев - ЕРЕМИН, ИЛИ НЕУКЛОННОСТЬ
Кирилл Корчагин - В ПОИСКАХ ПРЕДСКАЗАННОГО ВРЕМЕНИ

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Сергей Шикарев - СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ
Мария Фокеева - ВЗВЕШИВАЯ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
Денис Безносов - ПАМЯТЬ ГЛУБОКАЯ, КАК КОРНИ

Олег Дарк - КНИЖНАЯ ПОЛКА ОЛЕГА ДАРКА
Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Павел Крючков - ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ С ПАВЛОМ КРЮЧКОВЫМ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ

Сергей Костырко - КНИГИ
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА
Павел Крючков - ПЕРИОДИКА

Анонс





Анонс июльского номера (№ 7) журнала «Новый мир»



ПРОЗА


Зинаида Линден. По обе стороны. Роман в письмах

Роман, представляющий собой своеобразное художественное исследование новейшей русской эмиграции – в типах, в ситуациях, с привлечением картин их повседневного (и, увы, экзотического) быта, стиля жизни, взаимоотношений с аборигенами; все это ориентируется автором на экзистенциальную проблематику самого положения «изгоя». Текст представляет собой переписку русской эмигрантки в Финляндии, ставшей там успешной писательницей, со своим другом-эмигрантом из России, но живущим в Японии, безработным «домохозяином», воспитывающим малолетнюю дочь от жены-японки.


Валерий Вотрин. Икота Якова И. Рассказ

Главный герой, Кирилл, работающий корреспондентом в редакции газеты, в отличие от большинства своих коллег, а также от окружающего народонаселения, охваченного эпидемией повсеместной икоты, - «безыкотный». И ему предоставлено в рассказе разбираться в сущности поразившего страну недуга.


Евгений Шкловский. Дауншифтеры. Рассказ

Рассказ про то, как устраивает свои дела некая семья, озабоченная получением образования своего сына, который (рассказ) можно назвать «бытописательским с социально-психологической проблематикой», а можно с тем же правом – «философским» ­– по сути, это рассказ про то, что и как определяет ход жизни нашего общества, так сказать, на бытовом, «житейском» уровне; «что» и «как» здесь не плохое и не хорошее, а естественное, более того, оно – своеобразное проявление инстинкта самосохранения самой жизни в той ситуации, в которой все мы оказались.


Анна Аркатова. Вертикальный кольцеброс. Литературная икра.

Проза поэта, опровергающая обывательские представления об этом «жанре» («поэзия должна быть глуповата»).

Авторское вступление: «"Вертикальный кольцеброс" – собрание своего рода конспектов, скоропись жизненных сюжетов. Обрывки разговоров, брошенные вскользь замечания, просеянный через их крупное сито абсурд. Вне контекста они допускают то двусмысленное толкование, которое счастливо отстраняет нас от излишней академичности мировосприятия».

Цитаты: «Только ленивый не пожелал Маше в этот день счастья. Только ленивый. Вот с этого-то все и началось»;

«К сожалению, Маша давно знала цену всему этому. Какие там двести пятьдесят!»;

«Маша надела перламутровые бусы, и на какое-то мгновение ей показалось, что не в деньгах счастье»;

«Т. вышла замуж, поменяла квартиру, родила близнецов, защитилась, получила кафедру, а дальше все опять пошло своим чередом»;

«Аккуратно подстриженный В. читал свои стихи. Поэт ли он? – думала Маша, глядя на его опрятный вид. Потом поговорили, выяснилось, что никакой жены у В. нет. Потом пили чай «Липтон». Поэт, – перестала, наконец, сомневаться Маша».



СТИХИ


Поэма Глеба Шульпякова «Саметь»; подборки стихотворений Ильи Фаликова «Не учи кузнечика ковать», Владимира Салимона «Вода становится тяжелой», Евгения Солоновича «Никто не спрашивает»,


Ольги Сульчинской «Лампочка» –

(По дому ходит медленное дерево –

Качает тень подвешенная лампочка,

Я говорю себе, не всё потеряно –

При виде отыскавшегося тапочка.


Я говорю, заваривай с лимонником,

С душицей, чабрецом – но не настаивай,

И со сверчком, как с Музой и любовником

В одном лице, без грусти разговаривай,


Пока деревья обрастают перьями,

Сужая круг, у лампы тени кружатся,

И из-под крана медленными перлами

Выходит время, скапливаясь лужицей).



ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Александр Неклесса. Политология будущего. Стругацкие: футур-текст и российский контекст

Повести Стругацких  как брошенное в море письмо в бутылке, то есть как обращение не только к современникам, но и к потомкам – «У Стругацких было необычное чутье, особая зоркость или, если не будет звучать слишком пафосно, странный дар провидения».



ПРЕМИЯ


Против течения

Людмила Сараскина. В поисках красоты и правды. Выступление на церемонии вручения литературной премии Александра Солженицына Павел Басинский. Особая позиция.

Андрей Немзер. «Верх над конечным возьмет бесконечное…»

Ирина Роднянская. Ответное слово

Журнал публикует выступления на вручении премии Солженицына членов жюри премии, а также литературоведа Андрея Немзера – Литературная премия Александра Солженицына за 2014 была вручена Ирине Бенционовне Роднянской; формулировка: «за преданное служение отечественной словесности в ее поисках красоты и правды, за требовательное и отзывчивое внимание к движению общественной мысли на фоне времени».

Из ответного слова Роднянской: «Критик, годами, да что там – десятилетиями, погруженный в поток сменяющих друг друга впечатлений – жизненных и художественно отраженных, не может избежать противоречий в конкретных суждениях и оценках, разделенных большими отрезками времени; но если он остается верен своим коренным взглядам, то, несмотря на случающуюся самопротиворечивость, обретет себя на твердо очерченном месте, про которое сможет сказать: «на том стою и не могу иначе». Приложим ли такой результат к моей персоне и к моей работе, не мне судить.»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Алсу Акмальдинова, Олег Лекманов, Михаил Свердлов. «Одна игра английская…» Футбол в русской поэзии Серебряного века

Статья-обзор о вхождении в русскую литературу, прежде всего, в поэзию, темы футбола – от первых газетных заметок и стишков, представлявших глумливо-недоуменные отклики на нелепую забаву англичан, до стихов Мандельштама.


ОПЫТЫ

Владимир Губайловский. О природе восприятия

О «реализме действия» – «реализм восприятия» в художественном произведении – на материале современной прозы; свое размышление автор ведет на анализе прозы Евы Датновой и Марии Ряховской: «темы у текстов разные: у Датновой – это диссидентское движение, у Ряховской московские и питерские хиппи и рок-движение, крепко сплетенные с детскими впечатлениями от дачной, деревенской жизни, но принцип монтажа очень схож». Принцип монтажа, о котором говорит Губайловский, это «клиповое письмо» – «самое реалистичное из возможных, самое точное и правдоподобное, самое близкое к реальности, самое информативное в конце концов, потому что оно транслирует сам момент схватывания действительности. При таком письме не происходит разрыва между самим письмом и проживанием этого письма. В точности, как в стихах. Более конвенциональная проза существует в пустоте между Я и миром, в придуманном пространстве, куда сначала нужно выпасть, а потом уже воспринимать. Клиповое письмо позволяет это промежуточное пространство устранить. Но чтобы так писать, нужно так жить. …».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Олег Юрьев. Еремин, или Неуклонность

Свою статью о Еремине автор начинает отсылкой к ситуации с Леонидом Аронзоном в нашей поэзии – Юрьев соглашается с давним высказыванием Кривулина: «то, что писал Аронзон, гораздо продуктивнее, гораздо ближе развитию будущей поэзии, нежели, допустим, то, что делал Бродский», эта же ситуация, считает автор, и с местом Еремина в современной поэзии: «Сегодня мы можем <…> назвать второй, наряду с Аронзоном, источник «будущей поэзии», которая, к несчастью, уже почти вся в прошлом <…> Я говорю о Михаиле Федоровиче Еремине, чье исключительное значение открывается нам медленно и постепенно, десятилетиями, но, кажется, этот процесс близок сейчас если не к завершению, то, по крайней мере, к некоторой промежуточной стадии – к стадии прояснения».

Кирилл Корчагин. В поисках предсказанного времени. О новой книге Михаила Еремина

«Можно сказать, что поэтика Михаила Еремина модернистская, но это особый модернизм, существующий в ситуации посткатастрофического безвременья, когда связи с прошлым оборваны, а пространство культуры превращено в скопление руин. Это специфическое ощущение безвременья – одна из характерных черт «неофициальной» культуры рубежа 1950–1960-х годов, особенно ее ленинградской ветви.»



РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Сергей Шикарев. Спасение утопающих – о книге: Ольга Ерёмина, Николай Смирнов. Иван Ефремов. М., «Молодая гвардия», 2013;

Мария Фокеева. Взвешивая время и пространство – о книге: Вирхилио Пиньера. Взвешенный остров. Поэма и стихи. Перевод с испанского Дениса Безносова. М., «ОГИ», 2014;

Денис Безносов. Память глубокая, как корни - о книге: Евгений Карасев. Вещественные доказательства: Избранные стихотворения и поэмы. М., «Б.С.Г.-Пресс», 2014;



Книжная полка Олега Дарка

Составлена по мотивам «Русской премии» 2013 года. Часть персонажей вошла в длинный список премии, другие разделили места победителей.

Валерий Бочков. К югу от Вирджинии. Роман. Дюссельдорф, «Za-Za Verlag», 2012;

Александр Стесин. Вернись и возьми. М., «Новое литературное обозрение», 2013;

Дарья Вильке. Шутовской колпак. М., «Самокат», 2013;

Ниджат Мамедов. Место встречи повсюду. Стихотворения, эссе, интервью. М., «Русский Гулливер»; «Центр современной литературы», 2013;

Саша Филиппенко. Бывший сын. Роман. М., «Время», 2014;

Алекс Тарн. Хайм. Роман. – «Иерусалимский журнал», 2013;

Геннадий Кацов. Меж потолком и полом. Нью-Йорк, «КРиК», 2013;

Александр Петров. Пятая сторона света. Стихотворения. М., «Русский Гулливер»; «Центр современной литературы», 2013;

Наталия Червинская. Поправка Джексона. Рассказы и повести. М., «Время», 2013;

Михаил Земсков. Когда «Мерло» теряет вкус. Роман. Алматы, «CaTa», 2013.



Кинообозрение Натальи Сиривли

Беспредельное…

«Одним из самых громких, и при том обескураживающих событий прошлогоднего Каннского фестиваля стал фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники». Для бескомпромиссных фанатов гуру независимого кино шоком стало уже то, что Джармуш снял «кино про вампиров»; в эпоху нескончаемых «Сумерек» – это какой-то полный отстой. Менее радикальные поклонники режиссера, напротив, сильно обрадовались, что мэтр, наконец-то, взялся за ум и после неудобоваримых «Пределов контроля» (2009) сделал вполне себе смотрибельное, зрительское кино. Неприятным сюрпризом для них стало, однако, полное отсутствие призов. Каннское жюри не обманешь: люди в момент почувствовали, что Джармуш, как и в предыдущей картине, жестоко морочит им голову…»


Детское чтение с Павлом Крючковым

Олег Кургузов. Сказочное поминание

Поводом для написания этого эссе послужил выход книги «Сказки Олега. Сказки об Олеге», в котором собраны рассказы детского писателя Олега Кургузова, а также воспоминания о нем – «Олег Кургузов опознается не по языку, а по – воспользуюсь платоновским словом – своему удивительному веществу любви. Об этом его сердечном даре так или иначе пишут все, кто передал оригинальные сочинения о нем в поминальный раздел упоминавшейся книги, в "Сказки об Олеге"»


Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)  

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация