Кабинет

Журнал №1 2014

Содержание

Содержание № 1

Евгений Рейн - CТАЛЬ АВРААМА
Олег Ермаков - ВОКРУГ СВЕТА
Елена Генерозова - ВНЕ ЗЕМНЫХ ЧУДЕС
Марианна Ионова - ПЕСНЯ
Дмитрий Быков - ИЗ ЭТОЙ ПОРОДЫ
Илья Одегов - КУЛЬТЯ
Мария Ватутина - СЧАСТЬЕ ЕСТЬ
Игорь Вишневецкий - НЕЗАБЫТЫЙ ПОЭТ
Станислав Минаков - СКВОЗЬ ОБЛАК ПАМЯТИ ЗЕМНОЙ

ИЗ НАСЛЕДИЯ


Александр Гладков - ДНЕВНИК


ОПЫТЫ


Олег Кудрин - ДОВЛАТОВ КАК КУЛЬТ
Сергей Боровиков - В РУССКОМ ЖАНРЕ — 47


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Евгений Добренко - ЧТО НИ ВЕК, ТО ВЕК ЖЕЛЕЗНЫЙ…


РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Александр Чанцев - ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ОТВЕРСТИЕ ВСЕЛЕННОЙ
Андрей Пермяков - ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОПРОКИНУТОГО МИРА
Ольга Балла - ПОСЛЕ УТОПИИ: АНТРОПОЛОГИЯ ЖЕРТВЫ
Андрей Турков - «ЭТА КНИГА О ЛЮБВИ...»
Светлана Красовская - ПОБЕГ ИЗ ШКОЛЫ

Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Павел Крючков - ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ С ПАВЛОМ КРЮЧКОВЫМ


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ. КНИГИ

Сергей Костырко - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ. КНИГИ
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА
Павел Крючков - ПЕРИОДИКА

Анонс

Анонс январского (№ 1) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Олег Ермаков. Вокруг света. Походная книга

Новая проза Ермакова со старым его мотивом дороги, пути, в той их ипостаси, о которой писал высоко ценимый автором Боулз: путешественник отличается от туриста тем, что никогда не знает, когда вернется, каким вернется и вообще вернется ли. Вот с этим погружением в «путь», как бы не слишком дальний, в основном по Смоленским лесам и деревням, ну и, соответственно, по своему прошлому – отправляется автор-повествователь в свое путешествие. Формальный – но не только – повод: фотографирование: «Фотограф похож на живописца так же, как и журналист на писателя. И не более того. Живописец все краски и линии пропускает через запястье, претворяя их в свою кровь. Фотоаппарат больше похож на донорский аппарат - забирает кровь солнца. И эта кровь никак не может стать твоей, никак и никогда. Осознавать это мучительно, но что поделать, надо быть честным. Человек с фотоаппаратом – регистратор, архивариус мгновений. И, наверное, как никто другой понимает неповторимость каждой секунды, потому что не раз ошибался, думая: э, ничего, завтра в это же время – минуту в минуту – я снова приду сюда и щелкну затвором; бесполезно, на следующий день у этой минуты будет уже чуть-чуть другое освещение, чуть-чуть другая температура, влажность воздуха, давление. Минута никогда не повторится. Ницше надо было обзавестись фотоаппаратом, чтобы расстаться с мифом о вечном возвращении. Современному человеку, оснащенному компьютером, космическим навигатором и так далее, - вот и фотоаппаратом в том числе - труднее отказаться от соблазна поверять алгеброй гармонию».

Марианна Ионова. Песня. Повесть

У повести две героини из двух как бы параллельных сюжетов: молодая женщина-искусствовед, преподающая детям историю искусства, и молодая писательница, в частности навещающая больных в психиатрической лечебнице; и, соответственно, – два героя: немногословный резчик по дереву из мемориальной подмосковной усадьбы с храмом и театральный художник, регулярный пациент психиатрической лечебницы, жестоко избитый в молодости, но успевший увидеть некое важное для него предзнаменование; мотив же этого в сюжетном отношении сложно выстроенного повествования один – поиски героев повести своего пути к Богу и Церкви.

Илья Одегов. Культя. Рассказы

Подборка рассказов с непохожими героями, ситуациями и даже стилистиками, но объединенных наличием в каждом рассказе, на первый взгляд, вполне традиционно написанном, гротескного выявления «сути происходящего»: история про старика, догадавшегося, как погибнет наш мир; повествование про то, как музыка может заменить любовь (точнее, любовный акт); рассказ про мистику человеческого уродства, за которой – как бы чисто бытовое, нелепое происшествие, и т. д.

Игорь Вишневецкий. Незабытый поэт. Дополнение к «Ленинграду»

Неожиданное продолжение «Ленинграда», представляющее собой вполне борхесовский по типу, но вполне соответствующий русской стилистике текст филологического исследования, в котором уже знакомый нам герой Вишневецкого из «Ленинграда» («Новый мир» № 8, 2010) Глеб Альфони осуществляет публикацию стихов Арсения Татищева, забытого русского поэта начала прошлого века.

СТИХИ

Подборки стихотворений Евгения Рейна «Сталь Авраама», Елены Генерозовой «Вне земных чудес», Дмитрия Быкова «Из этой породы», Марии Ватутиной «Счастье есть»,

Станислава Минакова «Сквозь облак памяти земной» –

«Не проспи свою смерть,

не проспи, не проспи, не проспи, говорю.

И Григорий про то Палама говорит.

Не проспи, как проспал-просыпаешь – живую зарю,

что к заутрене в небе горит.

Как проспал-просвистал золотистые дни

(золотые?), так смерть не проспи.

Там такие начертаны светы-огни!

Бди! Последние зубы сцепи!

Там такая, быть может, грядет благодать,

что ни в сказке, ни даже пером!..

И всего ничего заповедано: ждать.

И молиться. И бодрствовать, слышишь, не спать!

И лужёную глотку со страху не драть:

«Эй, паромщик, когда же паром»?

… … …»

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Александр Гладков. Дневник. Вступительная статья и комментарии Михаила Михеева. Начало.

Автор вступительной статьи, представляющей собой развернутый портрет Александра Гладкова, исходит из того, что, возможно, самым значительным в наследии знаменитого драматурга и высоко ценимого в филологической среде мемуариста являются как раз его Дневники. В этом номере журнал начинает публикацию дневниковых записей Гладкова с 1964 года – «12 фев. Третьего дня разыгралась блитц-комедия. Утром мне позвонил Киселев и сказал, что <...>, чтобы я написал для «Лен[инградской] Пр[авды] статью о М[ейерхоль]де. <...> Снова телефон. Янковский сообщает мне, что ввиду моей болезни (?!) вечер переносится. – И не выходите пару дней из дому, - прибавляет он заботливо. – Вам надо вылежаться… Три вечера подряд во Дворце искусств: 10-го вечер Киры Смирновой – песни на слова Новеллы Матвеевой1, вчера вечер Андроникова и сегодня капустник. Капустник мне в общем не понравился. Во-первых, <...> есть нечто унизительное, приплясывая, показывать из кармана кукиш, и даже не то чтобы кукиш, а кончик кукиша. Эта форма гражданского протеста – какая-то холуйская…», «Песни Н. Матвеевой в исполнении под гитару Киры Смирновой (жены Бори Заходера) – хорошо. Это непросто и удивительно, что имеет такой успех. Это сложнее Окуджавы, а вообще совсем новый у нас жанр. Стихи идут от каламбурной детской поэзии, от шутки, которая насыщается большим образным смыслом, недешевым лиризмом. Талантливо!»

ОПЫТЫ

Олег Кудрин. Довлатов как культ

О «культе» Довлатова (Случай же с Довлатовым уникален тем, как точно литературное пришествие совпало с телесным уходом, что создало эффект чудесного, поистине пасхального воскрешения. Причем пришел Довлатов, хоть и не с «Того», но все же с «Нового света», что для советских людей долго было практически синонимично») и о создателях его (Петр Вайль, Александр Генис, Игорь Ефимов и др.).

Сергей Боровиков. В русском жанре – 47

Продолжение многолетнего цикла короткой эссеистской прозы в авторском («боровиковском») жанре – «Откуда возникло выражение приснопамятных лет: призыв расстрелять врагов народа как бешеных собак? Утвердилось оно при Сталине и, мне кажется, оно пошло от него самого. Где это и когда в России расстреливали бешеных собак? Ни в дореволюционной, ни в советской литературе и СМИ вплоть до середины 30-х годов не встречал. Может быть это перевод грузинской идиомы?»

«Как ни странно, у меня есть очень простое объяснение успехам первых пятилеток: люди тогда еще не разучились работать так, как работали до 1917 года».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Евгений Добренко. Что ни век, то век железный…

Размышления над книгой Михаила Золотоносова «Гадюшник. Ленинградская писательская организация. Избранные стенограммы с комментариями» – «Принципиально отличным от предыдущих веков и либерально-демократических обществ образом – культура важна для диктаторских режимов. Она важна потому, что является универсальным орудием политической власти: необходимым объектом централизованного планирования и координации; способом дотянуться, кооптировать или противопоставить политических субъектов; доменом, который не может быть оставлен в руках традиционных патронов, но должен быть поставлен под контроль и наблюдение государства, поскольку культура является единственным способом производства властью собственного образа и легитимности. …»

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Александр Чанцев «Звезда по имени Отверстие Вселенной» – о книге: Александр Григоренко. Ильгет. Три имени судьбы. М., «ArsisBooks», 2013;

Андрей Пермяков «Частный случай опрокинутого мира» – о книгах: Алексей Колчев. Несовершенный вид. Нижний Новгород, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, 2013; Алексей Колчев. Частный случай. Шупашкар, « Free poetry», 2013;

Ольга Балла «После утопии: антропология жертвы» – о книге: Светлана Алексиевич. Время секонд хэнд. М., «Время», 2013, 512 стр. ;

Андрей Турков «Эта книга о любви...» – о книге: Валерий Золотухин. Таганский домовой. М. Зебра Е, 2013;

Светлана Красовская «Побег из школы» – о книге: Александр Генис. Уроки чтения. Камасутра книжника. М., «АСТ», 2013.

Кинообозрение Натальи Сиривли

«Географ глобус пропил»

«Географ глобус пропил» Александра Велединского по одноименному роману Алексея Иванова по нашим временам – просто чудо какое-то. Мы уже совсем было затосковали от бесконечных военно-спортивных блокбастеров, снятых по госзаказу, и вдруг пожалуйста – хорошая, умная лента по замечательному роману, сделанная на деньги канала «Россия», безо всякой цензуры по поводу пьянства/курения/лишнего веса педофилии, получившая гран-при Кинотавра и еще десятка разнокалиберных фестивалей… Больше того, в режиссерской версии, без серьезных увечий она была выпущена в широкий прокат и собрала немалую кассу. А критики, не медля, углядели в «Географе» портрет «героя нашего времени». Лично я не могу с этим не согласиться. Так что про время и про героя стоит поговорить подробнее.

Детское чтение с Павлом Крючковым

Настя и Никита. Часть 3.

Завершение обзора детского проекта издательского дома «Фома» - представление книг из серии «Кем быть?» Инны Карповой «Портной» и «Шофер» («Если у кого ребенок любит машинки, – а не любящих это дело мальчиков, кажется, не существует, – немедленно начинайте поиски «Шофера». А если – девочка… ну и так далее»), «Ломоносов. Рыбак-академик», «Кутузов. Победитель Наполеона», «Дмитрий Менделеев» Юрия Нечипоренко и Алины Дальской, «Голубиной истории» Александры Боровецкой, «Невидимом слоне» Анны Анисимовой

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко) Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

1

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация