Кабинет

Журнал №11 2011

Содержание

Содержание

Чеслав Милош - Олег Чухонцев - Дар
Гульнара Ахметзянова - Моя защита
Виталий Пуханов - Человеческая жизнь
Олег Ермаков - Заброшенный сад
Александр Зорин - Как на ладони
Андрей Волос - Волна
Сергей Васильев - Живой букварь
Сергей Костырко - Перевод с корейского
Владимир Тепляков - По кругу
Владимир Диброва - Чайные зарисовки
Станислав Бельский - Плацкарт

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


Илья Бендерский - Миссия Балашева и Лев Толстой

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Марк Мудрик - Перебитая тропа
Илья Фаликов - Улица Луговского

ОПЫТЫ

Александр Куляпин - Красная арифметика

МИР ИСКУССТВА

Леонид Карасев - Рука сюжета

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Вл. Новиков - Будетлянка и архаист
Инна Булкина - Признание в нелюбви

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Александра Гуськова - ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ
Кирилл Корчагин - НА ПОЛЯХ ГИМНА (К) РЕЧИ
Вадим Муратханов - АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ
Ольга Балла - К КАЖДОМУ ПРИВЯЗАНА НИТКА

Лев Оборин - КНИЖНАЯ ПОЛКА ЛЬВА ОБОРИНА
Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Владимир Губайловский - ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ: НАУКА БУДУЩЕГО

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - Книги. Библиография
Андрей Василевский - Периодика
Павел Крючков - Периодика

Анонс

Анонс ноябрьского (№ 11) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Гульнара Ахметзянова. Моя защита. Роман-пьеса

Действующие лица:

главный герой - грузчик в магазине (32 года), он же вор-карманник, разыгрывающий перед своей подругой успешного бизнесмена, владельца таксопарка;

подруга героя – красавица 25 лет, разыгрывающая перед героем девушку, работающую в больнице;

брат подруги героя, изображающий ветерана чеченской войны;

брат героя – никого не изображает, женат, благополучен, зарабатывает фотосъемкой проституток для их рекламных сайтов (зарабатывает хорошо).

Роман про современную жизнь, написанный без излишнего гражданского пафоса и мелодраматизма (традиционно закрепленных в повествованиях про «маленького человека») - «просто жизнь», изображаемая с ориентацией на художественное исследование современного человека.

Олег Ермаков. Заброшенный сад. Сорок девять эпизодов одной весны

Медитативная проза, составленная из сорока девяти миниатюр, - «У буддистов есть притча-упражнение о поисках быка, ему посвящены десять рисунков; поиски быка - обретение смысла дзен; я вспомнил об этом, делая эти записи. Я не искал быка, и вряд ли мне удалось увидеть все как есть. Но неожиданная ассоциация помогла взглянуть на весеннее затворничество в деревне как на путешествие. Конечно, мне далеко до лаконизма и мудрости десяти картинок дзен, да и картинок у меня вышло больше. Но, кажется, двигался я примерно в том же направлении и спонтанно стремился к тому же: к обретению ясности с помощью музыки. Можно, конечно, заключить, что в таком случае все есть дзен, любое усилие по уяснению чего-либо. Ну примерно то же самое патриархи дзен-буддизма и утверждали».

Андрей Волос. Волна. Рассказы

Два «городских рассказа» - про современный апокалипсис , в котором сегодняшняя Москва обречена повторить судьбу Атлантиды («Волна»), и про игровую (игры азартной) природу современного устройства жизни.

Сергей Костырко. Перевод с корейского. Рассказ.

Чтение средневековой корейской прозы в контексте позднесоветской жизни (БАМ, самое начало восьмидесятых).

Владимир Диброва. Чайные зарисовки. Рассказы. Перевод с украинского А. Пустогарова

Три рассказа известного украинского прозаика, написанные в 80-90 годы, – художественная рефлексия по поводу самого процесса становления собственного «украинского» в современной культуре.

СТИХИ

Два стихотворения под названием «Дар» - по-чешски, написанное Чеславом Милошем, и по-русски - Олегом Чухонцевым («мой скромный отдарок великому поэту»); а также - подборки стихотворений Виталия Пуханова «Человеческая жизнь», Александра Зорина «Как на ладони», Владимира Теплякова «По кругу», Станислава Бельского «Плацкарт» и

Сергея Васильева «Живой букварь»

(Славянский бог смешон и волосат,

Его ступни босые в белой глине,

Нахмурившись, он грозно входит в сад

И губы свои пачкает в малине.

Над ним летают бабочки, жуки,

Стрекозы, комары и тварь иная.

Поодаль косят сено мужики,

Поскрипывает грубо ось земная.

Славянский бог глядит на свой живот

И нежно гладит ствол кудрявой вишни.

В нем бог другой, наверное, живет,

Но все эти подробности излишни.

На дне колодца плавает звезда,

Пытаясь робкой рыбкой притвориться.

Славянский бог уходит в никуда,

Чтоб в небесах глубоких раствориться.)

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Илья Бендерский. Миссия Балашева и Лев Толстой. Романное слово и историческая рефлексия

О реальном весе «периферийных» исторических эпизодов - «…миссия Балашева в июне 1812 года – эпизод сторонний и в исторических работах о войне 1812 года и в романе Толстого. … Александр, посылая своего министра полиции А. Д. Балашева к Наполеону с мирными предложениями, не предполагал серьезных дипломатических последствий этой поездки, и Наполеон относился к этому формальному шагу русского правительства соответственно. С началом войны оба враждующих центра ясно видели второстепенность дипломатических контактов друг с другом. … Эта отстраненность дипломатического вояжа на фоне разворачивающихся военных действий и есть та ось, вокруг которой выстраивается история миссии Балашева. Ось настолько очевидная, что она ясно понималась историческими лицами, ее начертавшими и пережившими, а потом и авторами научных и художественных произведений».

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Марк Мудрик. Перебитая тропа

О судьбе и о творчестве поэта, чья полноценная жизнь закончилась первым арестом в 1932 году, и чье творческое наследие предстоит только собирать, поскольку стихи его остались «разбросанные по газетам Омска и Вологды, журналам и альманахам Москвы, Новосибирска, Архангельска», Евгении Николаевиче Забелине (Савкине) (1905 – 1945).

Илья Фаликов. Улица Луговского

Эссе о поэте Владимире Луговском, творческая и гражданская репутация которого выглядит для потомков достаточно двусмысленной (и не без оснований), и, тем не менее, поэте настоящем, влияние которого испытали на себе не только современники, но и поэты последующих поколений от Евтушенко до Бродского (или, скажем, Бориса Рыжего) – «Бродский и Луговской – авторы намеренного словообилия. Есть два вида длиннот. Первый – перегруженность смыслами, техническими средствами, версификационным щегольством, род лаконизма внутри многословия: Бродский. Второй – просто болтовня, павлиний хвост элоквенции, недержание речи на градусе пафоса, с подспудной заботой о заработке: это случай Луговского. Нередко оба вида совмещаются. Так или иначе, Луговской открыл Бродскому возможности большого, долгого говорения без регламента. Недаром Бродский вспомнил о Луговском – в разговоре о Рейне. Скорей всего, это учитель Рейн преподал юному Бродскому урок на тему «Луговской», а затем, пишучи свои поэмы, сам воспользовался наследием "бровеносца"».

ОПЫТЫ

Александр Куляпин. Красная арифметика

Про безнадежную борьбу с математической логикой и, соответственно, просто - логикой в советских школьных учебниках по арифметике после начала 30-х годов, авторы которых должны были обличать в цифрах царский режим и возвеличивать – опять же в цифрах – советский.

МИР ИСКУССТВА

Леонид Карасев. Рука сюжета. Заметки по поводу фильма «Место встречи изменить нельзя»

Статья про ситуацию, когда рука художника бывает умнее его головы – попытка прочитать «кинематографический текст» фильма «Место встречи изменить нельзя», «придерживаясь исключительно колеи «внутреннего» или «бессознательного» сюжета. Фактически речь идет о странной силе или способе самоустройства текста, который не сводится ни к «содержанию» повествования, ни к его «форме». Исходный смысл текста – в данном случае смысл «правильного или неправильного употребления рук», стягивающий его в единый узел, это и не то, «про что» говорится, и не то, «как» говорится, а то, с «помощью чего» осуществляют себя в тексте и «что» и «как». Второй, или «внутренний», сюжет может быть и вполне очевидным, и почти невидимым; в любом случае его роль чрезвычайно важна: подобно малозаметным стежкам на костюме, он придает тексту форму, скрепляет его изнутри, не дает ему размыться, распасться на части».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Вл. Новиков. Будетлянка Азарова и архаист Быков. Две поэзии двадцать первого века

Начиная свой разговор о современной – начала XXI века – русской поэзии, Владимир Новиков предлагает, во-первых, для отчетливости картины выбрать традиционную уже эстетическую модель противопоставления двух эстетически разнозаряженных знаковых явления в сегодняшней поэзии, ну а во-вторых, разговор вести именно о тех текстах, в которых (с его точки зрение) несомненно, присутствие именно сегодняшней жизни (здесь сказалась читательская критика от чтения неимоверного количества вполне кондиционных, часто очень даже хороших, но – стихотворений именно ХХ века, написанных сегодня). И в качестве вот таких, принципиально новых явлений автор выбирает поэзию Азаровой и Быкова, но с самого начала подчеркивает, что предлагает читателю не парный портрет двух поэтов, а попытку найти стержневые явления для сладывающейся сегодня поэтики русского стиха – «Эффекта «ХХI» эти поэты достигли диаметрально противоположными способами: Азарова свое «I» открыла как новый конструктивный принцип, резко противопоставленный мейнстримной риторике 1990-х годов, Быков же совершил рывок в до-модернистское, до-блоковское пространство и вынул себе волшебную палочку из системы «ХIХ», как эстафету от Некрасова. Иначе говоря, эти два поэта бегут от просроченного ХХ, от двух крестов, в разные стороны. Сейчас главное – выбежать, а там посмотрим, кто куда попал.»

Инна Булкина. Признание в нелюбви. «Киевский текст» в новой украинской литературе

Казалась бы (издали), что получившая толчок после объявления Украиной своей независимости литература ее выберет Киев одной из персонификаций новой украинской жизни, что «киевский текст» обречен содержать, как минимум, уважительное, если не горделивое изображение своей столицы. Но, вот парадокс - складывающий в нынешней украинской литературе образ Киев вызывает скорее отторжение. Сегодняшние украинские писатели, по мнению автора, продолжают антиурбанистическую ноту в украинской литературе, традиционно разрабатывавшуюся на материале изображения именно киевской жизни, и впервые зазвучавшую в романе «Місто» Валерьяна Пидмогильного в 20-е годы прошлого века; разбором этого романа Булкина и начинает свой обзор, прежде чем перейти к прозе Юрия Андруховича, Александра Ирванца и других современных прозаиков.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Александра Гуськова «Яблоко от яблони, плоть от плоти» - о книгах: Юрий Буйда. Синяя кровь. М., «Эксмо», 2011; Юрий Буйда. Жунгли. М., «Эксмо», 2010;

Кирилл Корчагин «На полях гимна (к) речи» - о книге: Аркадий Драгомощенко. Тавтология. Стихотворения, эссе. Предисловие А. Скидана. Послесловие Е. Павлова. М., «Новое литературное обозрение», 2011;

Вадим Муратханов «Апокалипсис сегодня» - о книге: Александр Кабанов. Happy бездна to you. Харьков, «Фолио», 2011;

Ольга Балла «К каждому привязана нитка» - Сергей Оробий. «Вавилонская башня» Михаила Шишкина. Опыт модернизации русской прозы. – Благовещенск, Издательство БГПУ, 2011.

Книжная полка Льва Оборина

Вадим Месяц. Поэзия действия. Опыт преодоления литературы. Составитель Андрей Тавров. М., «Центр современной русской литературы», 2011;

Наталья Горбаневская. Прозой о поэзии. М., «Русский Гулливер», «Центр современной литературы», 2011;

Берега дождя. Современная поэзия латышей: Выбор Сергея Морейно. М., «Новое издательство», 2010;

Роман Осминкин. Товарищ-вещь. СПб., Свободное марксистское издательство, 2010;

Алексей Верницкий. Додержавинец. М., «АРГО-РИСК», «Книжное обозрение», 2011;

Алексей Порвин. Стихотворения. М., «Новое литературное обозрение», 2011;

Елена Сунцова. Лето, полное дирижаблей. Нью-Йорк, 2010; Елена Сунцова. После лета. Нью-Йорк, 2011;

Александр Генис. Странник. Путевая проза. М., «Новое литературное обозрение», 2011, 144 стр. (Письма русского путешественника).

Леонид Пантелеев – Лидия Чуковская. Переписка (1929 – 1987). Предисловие Павла Крючкова. М., «Новое литературное обозрение», 2011,

Мария Ахметова. Конец света в одной отдельно взятой стране. М., ОГИ, 2011. Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. – М., «ОГИ», «РГГУ», 2010

Кинообозрение Натальи Сиривли

«Два дня»

«Даже не знаю, про что написать. Хочется про что-нибудь приятное... Вот Дуня (Авдотья) Смирнова сняла фильм «Два дня». Качественный мейнстрим. Романтическая комедия про любовь московского чиновного принца и провинциальной музейной золушки. Кино, пишут, приятное во всех отношениях — и трогательное, и смешное, и актуальное, и сказочно-утешительное, и вроде как неглупое, для «небыдла».

Смотрим.»

… …. …..

«Нет, что тут говорить? И впрямь - высший класс!»

Так ловко завернуть провластную агитку в оппозиционный, сатирический фантик! Нагромоздить целую гору «абличительных» штампов, чтобы водрузить на них сверху кремлевскую дверь, откуда изливается на нас, грешных, всяческая справедливость и благодать.

Ну это ладно. Можно сказать, что стёб. Или жанровая условность. Мол, никак без высшей монаршей справедливости эту историю к счастливому концу было не свести. «Капитанская дочка», в конце концов, примерно так же кончается.

Хуже, что и сама история из области «очевидного невероятного» …»

Владимир Губайловский: Наука будущего

Во что я верю, но не могу доказать

«В своей «Книжной полке» я писал о книге Джона Брокмана, которая называется «Будущее науки в XXI веке. Следующие пятьдесят лет». В этой книге собраны высказывания современных ученых о тех задачах, которые уже сегодня стоят перед наукой и которые, с их точки зрения, будут решены в ближайшие пятьдесят лет.

Я попробую присоединиться к этому разговору и сформулирую несколько проблем, лежащих в разных областях науки, решение которых не только очень важно для будущего человечества, но и практически достижимо. Я верю, что мой прогноз реален, но доказать этого, конечно, не могу. Итак, за следующие пятьдесят лет…». И вот во что верит Губайловский и объясняет, почему: будет создан эффективный термоядерный реактор; удастся построить первую систему космической безопасности Земли; будут созданы квантовые компьютеры; будет разгадана тайна зарождения жизни и созданы искусственные организмы, принципиально отличающиеся от существующих сегодня; удастся, наконец, накормить всех людей на Земле. И еще пять позиций

Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация