Кабинет

Журнал №9 2011

Содержание

Содержание


Алексей Пурин - КОТУ И ПЕТУХУ
Анатолий Гаврилов - ВОПЛЬ ВПЕРЕДСМОТРЯЩЕГО
Игорь Божко - РОМАНС О ЗАПАХЕ
Наталка Сняданко - ЧАБРЕЦ В МОЛОКЕ
Алексей Цветков - ЗАБЫТЫЙ ВОЗДУХ
Герман Гессе - РАРИТЕТ
Михаил Синельников - СРЕДИ ЗЕМНОГО ПЛЕНА

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


Андрей Ранчин - ИСТОРИЯ «ДЛЯ БЕДНЫХ»

ОПЫТЫ


Ольга Канунникова - «Я САМ РАССМЕШИВАТЬСЯ РАД…»
Олег Лекманов - ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ В ПАРОДИЯХ

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Марианна Ионова - Меандр
Юрий Кублановский - Лирик и моралист русского реализма
Анатолий Рясов - Ницше и лабиринты Батая

Владимир Губайловский - КНИЖНАЯ ПОЛКА ВЛАДИМИРА ГУБАЙЛОВСКОГО
Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Владимир Губайловский - НАУКА БУДУЩЕГО

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - Книги. Библиография
Андрей Василевский - Периодика

Анонс

Анонс сентябрьского (№ 9) номера журнала «Новый мир»


 

ПРОЗА


 

Анатолий Гаврилов. Вопль впередсмотрящего. Повесть


 

Новая повесть Анатолия Гаврилова - как всегда сложно организованный, состоящий из нескольких повествовательных (сюжетных) потоков текст, «прошитый» несколькими сквозными мотивами – море и кораблекрушение, степь, неубранный виноград, девушка Нина, уголь, уроки английского и т. д.; текст, написанный стремительной - плотной и одновременно дышащей – «гавриловской прозой». Жанровое определение «повесть» требует уточнения: текст выстраивается по законам языка поэтического – как по форме (членение словесного потока на строфы, строфы прозаические), так по способу сцепления образных рядов, высвобождающих в слове запас его скрытых значений.  


 

Первые две строфы:


 

Солнечно, тихо, тепло, но вода уже холодная.
Самолёт летит над океаном, подводная лодка готовится к погружению.
В дальних карьерах рвут гранит, в ближних – известняк.
Автобус развернулся у магазина, постоял и тронулся в обратный путь.


 

Море, степь, холмы, овраги.
Пастух щёлкнул кнутом, и стадо пошло к реке.
Рожь уже сжата.
Форштевень судна венчался резной головой льва, готового к прыжку.
Он прыгнул, нос судна задрался в небо, и судно пошло на дно.


 

Наталка Снядко.  Чабрец в молоке. Роман. Окончание.


 

Продолжение современной семейной украинской саги; начало романа в № 8; из анонса восьмого номера: Про «обыкновенное» - семейную историю среднестатистической украинской семьи из квартиры в «элитном доме», излагаемую здесь в жанре воспоминаний о детстве. Детстве, традиционно уютном в таких повествованиях, – с бабушкой, которая вкусно готовит, с фигурным катанием по телевизору и т. д., но и - с ранним уходом из семьи отца, успешного советского литератора, ставшего в новые времена мастером писания телесериалов; с последовавшим за уходом отца самоубийством матери, оставшимся и главным потрясением и главной обидой детства повествовательницы; с постепенной трансформацией в восприятии повествовательницы образа самой бабушки - из уютной домашней хлопотушки, заменившей девочке мать и отца, в бывшую украинскую диссидентку, деятельность которой шла под прикрытием успешной партийной карьеры мужа. Использую традиционную стилистику "воспоминаний о детстве" автор изображает смену эпох - от поздне-советской к эпохе ранней незалэжности.


 

Герман Гессе. Раритет. Рассказы. Перевод с немецкого В. Куприянова


 

Две новеллы: «Рассказчик» (1903) о средневековом писателе-монахе, сочинителе куртуазных историй, и «Раритет» (1902) - о наступлении новых времен и новых (сегодняшних) представлений об истории культуры, в которых значимость ее артефактов, скажем, редкой книги, становится самодостаточной, отделившейся от реальной литературной или научной ценности издания.


 

  


 

СТИХИ


 

Подборки стихотворений Алексея Пурина «Коту и петуху», Игоря Божко «Романс о запахе», Михаила Синельникова «Среди земного плена»,  


 

Алексея Цветкова «Забытый воздух»


 

(когда не станет нас наступит лес
все эти звери спустятся с небес
искать забытый воздух слушать запах
всей осени распутывать следы
друг друга и подолгу у воды
стоять урча на бархатистых лапах

потом зима с авророй и пургой
я даже знаю в ком сезон-другой
воспоминанье будет шевелиться
но в вечности часы бегут скорей
без боли из сознания зверей
исчезнут человеческие лица


 

однажды вся земля была у нас
но человек обуглившись угас
а зверь горит все ярче он собака
лиса и слон он иногда затих
но возвратится быть одним из них
и хорошо бы но нельзя однако)


ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


 

Андрей Ранчин. История «для бедных». Русские древности на телевидении, в кинематографе и в просветительской литературе


 

О стилистике и об уровне – научном и уровне этическом (здесь это неразрывно) - обращения к истории в средствах массовой информации (телевидение, «документальное» и игровое историческое кино, жанровые грани между которыми стремительно размываются; «научно»-популярной исторический литература и т. д.) Подробно автор останавливается на двух недавних сюжетах: на внедрении в сознание телезрителя новейшей, то есть самой, что ни на есть продвинутой по нашим временам, и естественно, скандальной, разоблачающей ханжество и политическую ангажированность профессиональных историков убийства Бориса и Глеба; вторым сюжетом стал сюжет демонстративного игнорирования какой-либо историчности в полит-технологическом по жанру фильме про Смутные времена в России – «1662». То есть статья о добровольном отказе современного относительно просвещенного слоя нашей интеллектуалов и художников от собственной истории, о неумении и желании выйти за рамки собственных представлений о человеке и об истории. Автор прослеживает развивающийся на наших глазах  процесс, в котором история «превращается в полый резервуар для новомодных сенсаций. Над прошлым властвует язык настоящего – приблатненный говорок, шепоток сплетни, крик скандала, бесстрастно-неумолимый тон судебного приговора. Попытка понимания и осознание гипотетичности наших суждений и оценок людей другой эпохи и иного сознания подменяются визуализацией прошлого: яркие костюмы и постановочные кадры притворяются правдой. Пространство истории оказывается проницаемым для современности, становится предметом виртуальных игр.»                  


 

ОПЫТЫ


 


 

Ольга Канунникова. «Я сам рассмешиваться рад…»


 

Мемуарная проза о встречах и разговорах с филологом  и переводчиком Соломоном Константиновичем Аптом (1921 —2010), из рук которого мы получили в свое время прозу Франца Кафки, Томаса Манна, Германа Гессе, Роберта Музиля, Макса Фриша и множество немецких писателей, а также переводы на русский язык Эсхила, Еврипида, Аристофана, Платона и других. – «Запомнилась характеристика, которую С. К. однажды дал одному из своих приятелей-литераторов: «Он всегда был человеком форсированно оптимистичным». Сам С. К. никогда не был, кажется, человеком форсированно оптимистичным, я даже думаю, он был душевно скорее грустным, но ему нравилось и он умел в общении поддерживать легкость и веселость – и когда чувствовал это же в собеседнике, сам охотно шел этим качествам навстречу. «Ах, рассмешить меня нетрудно, я сам рассмешиваться рад», – как-то, довольный, произнес он, когда мы смеялись очередной шутке (рассмешить самому у него получалось еще легче)».


 

Олег Лекманов. Осип Мандельштам в пародиях


 

Текст, который одновременно - и историко-литературная статья и форма публикации малознакомых, точнее, совершенно незнакомых современному читателю прижизненных пародий на стихи Мандельштама; автор ставит перед собой задачу выяснить: «Какие черты поэтического облика Осипа Мандельштама придавали ему «лица необщее выраженье» в глазах современников, служили опознавательными приметами автора книг «Камень» и «Tristia» для более или менее широкой читательской публики?». Ну, например, так:


 

Облигаций шелест слишком зыбкий
Ощущал в бумажнике своем.
– Гос-поди, сказал я по ошибке –
А хотел промолвить – Гос – заем

В конце своей статьи Лекманов приводит небольшую - из множества возможных - подборку уже сегодняшних перепевов Мандельштама (Гандлевский: «Еще далёко мне до патриарха, / Еще не время, заявляясь в гости, / Пугать подростков выморочным басом: / "Давно ль я на руках тебя носил!"»; Кибиров: «Дай же Пригову стрекозу, / не жидись и не жалей! / Дай же Пригову стрекозу, / не жидись и не жалей! / Мише дай стрекозу тоже. / Мне – 14 рублей.» и др.)


 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


 

Марианна Ионова. «Меандр» -  о книге:  Максим Амелин. Гнутая речь. М., «Б.С.Г.-Пресс», 2011;


 

Юрий Кублановский. Лирик и моралист русского реализма. – о книге: Марк Копшицер. Поленов. М., «Молодая гвардия», 2010, 334 стр. (Серия ЖЗЛ);


 

Анатолий Рясов. Ницше и лабиринты Батая. – о книге: Жорж Батай. О Ницше. М., «Культурная революция», 2010.


 

Книжная полка Владимира Губайловского


 

Гай Кавасаки. Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины. Перевод с английского Е. Корюкиной. М., «Юнайтед пресс», 2010;


 

Эвре Лебре. Стартапы. Чему мы еще можем поучиться у Кремниевой долины. Перевод с английского М. А. Адамян, А. А. Данишевская, Н. С. Брагина. М., «Корпоративные издания», 2010;


 

Кэтрин Кэмпбелл. Венчурный бизнес: новые подходы. Перевод с английского Д. Липинского. М/, «Альпина Бизнес Букс», 2008;


 

Дэвид Киркпатрик. Социальная сеть. Как основатель Facebook заработал $ 4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей. Перевод с английского В. Иващенко. М., «Эксмо», 2011;


 

Маша Гессен. Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия. Перевод с английского И. Кригер. М., «Астрель», CORPUS, 2011;


 

Masha Gessen. Perfect Rigor. A Genius and the Mathematical Breakthrough of the Century. Boston – New York, «Houghton Mifflin Harcourt», 2009;


 

Джон Брокман. Во что мы верим, но не можем доказать. Интеллектуалы XXI века о современной науке. Перевод с английского Анна Стативка. М., «Альпина нон-фикшн», 2011;


 

Будущее науки в  XXI веке. Следующие пятьдесят лет. Под редакцией Джона Брокмана. Перевод с английского Ю. В. Букановой. М., «АСТ», «Астрель»; Владимир, ВКТ, 2011;


 

Джон Дербишир. Простая одержимость. Бернхард Риман и величайшая нерешенная проблема в математике. Перевод с английского А. Семихатова. М., «Астрель», «CORPUS», 2010;


 

Олег Фейгин. Внеземной разум. Мифы и реальность. М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2010;


 

Чарльз Флауэрс. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи XX века. Перевод с английского А. В. Хачоян. М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011.


 


 

                                                 


 

Кинообозрение Натальи Сиривли


 

«Меланхолия» Ларса фон Триера


 

«Ларс фон Триер, страдавший тяжелейшей депрессией с 2007 года (о чем весь мир, понятное дело, был извещен), наконец излечился! О чем свидетельствует его последний фильм «Меланхолия», где великая депрессия великого режиссера предстает на экране в образе висящей над горизонтом большой, голубой планеты с одноименным названием. То, что эта планета не уменьшается, а, наоборот, – растет и в конце концов со всей дури налетает на Землю, - это уже относится к области авторских философских и поэтических спекуляций. С медицинской точки зрения, пациент здоров, что сообщает фильму Триера о конце света какой-то удивительно жизнеутверждающий пафос. …»


 

Владимир Губайловский: Наука будущего. Приключение капитала


 

«Венчурное финансирование – это один из главных инструментов инновационной экономики, то есть той экономики, которая буквально выхватывает у фундаментальных исследователей их глубокие результаты и пытается сделать на них свой бизнес. Эта экономика строится на предвидении – на будущем успехе.


 

Последнее время в России много о такой экономике говорят. И даже затевают строительство «Иннограда Сколково», который, по мысли его создателей, должен составить конкуренцию мировому центру инновационной и венчурной экономики – Кремниевой долине (округ Санта-Клара, Калифорния), где сосредоточены крупнейшие венчурные фонды и находятся штаб-квартиры многих инновационных компаний.


 

Есть ли шанс построить что-то аналогичное в России?»


 

Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко) Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)


 

                                     


 

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация