Кабинет

Журнал №2 2021

Купить журнал

Доставка по России и за рубеж.

Содержание

ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА — Плач о потерянной вещи, стихи
РОМАН СЕНЧИН — Золотые долины, повесть
ЕВГЕНИЙ РЕЙН — Странное счастье, стихи
БОРИС ЕКИМОВ — Звенят и звенят... Житейские истории
ИЛЬЯ ОГАНДЖАНОВ — Тень на снегу, стихи
ПАВЕЛ КОРНИЛОВ — Остроглазый Капитонофф, рассказ
ЕВГЕНИЙ СОЛОНОВИЧ — Успокоительное средство, стихи
МИХАИЛ ГАЁХО — Кумбу, Мури и другие, микророман
ЕВГЕНИЙ ЧИГРИН — Привратник солнца, стихи
МИХАИЛ ТЯЖЕВ — Отпуск в один день, рассказ
МАРИЯ ГАЛКИНА — У ледяного дома, стихи

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ВИЗАНТИЙСКИЕ ЭПИГРАММЫ VIII — XI ВЕКОВ. Перевод с древнегреческого, предисловие и примечания Сухбата Афлатуни

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ
ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВА — Те, что стоят в Литургии рядом. Книга Ал. Алтаева "Гдовщина"

КОНТЕКСТ

МИР ИСКУССТВА

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
ВИКТОР ЕСИПОВ — Соблазн. О стихотворении Пушкина «Напрасно я бегу к Сионским высотам...»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ — О двухадресной установке поэзии Анны Ахматовой.На примере четырех фрагментов цикла "Реквием"


РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Андрей Пермяков. Краш-тест реальности (Лев Гурский. Министерство справедливости; Александр Зайцев. Убежище Бельвью);
                                  Мария Галина. От редактора
Владимир Коркунов. На двух остриях языка (Александр Скидан. Контаминация)
Александр Марков. Опять с педалями нет сладу (Андрей Смирнов. В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины XX века)


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Периодика (составитель А. Василевский)

Анонс

       

ИЗ ЛЕТОПИСИ «НОВОГО МИРА»

Февраль

20 лет назад — в № 2 за 2001 год напечатана статья Сергея Аверинцева «Ритм как теодицея».

30 лет назад — в № 2 за 1991 год напечатана статья Иосифа Бродского «О Марине Цветаевой».

95 лет назад — в № 2 за 1926 год напечатан «Потемкин (из поэмы о 1905 годе)» Бориса Пастернака. (Это первая публикация Бориса Пастернака в журнале «Новый мир».)

                                                                                                                                                                                                                                            

ПРОЗА

Роман Сенчин. Золотые долины. Повесть

Повесть о том, как живут в России. Ситуация: студент-второкурсник на каникулах у родителей, в родном поселке, некогда процветавшем, но после закрытия градообразующего предприятия превратившемся в депрессивную промзону; студенту нужно за лето заработать с родителями деньги (по меркам их семьи очень даже приличные) для продолжения учебы, плюс разобраться в своих отношениях с девушкой, которую считает своей. То есть автор изображает обычную жизнь обычного сибирского городка, необычным в этом повествовании является только степень напряжения, с которой уже давно не живут, а выживают жители таких городков. Жесткость этой прозы идет не от автора, а от жизни, которую автор изображает.

Борис Екимов. Звенят и звенят… Житейские истории

Житейское – первый рассказ содержит воспоминания о детстве, которыми ни один дедушка не осмелится поделиться с внуками, жизнью и здоровьем которых дорожит, а ведь если вспомнить, что вытворяли мы в детстве, когда родители на работе, а у нас – свобода на целый день, то непонятно, как вообще живыми остались. Далее рассказ о муравьях и порядке их жизни, и, двигаясь за начатой мыслью, – о том, что такое вообще порядок жизни, и так далее. Тут же рассказ про карантин, заставивший вдруг провести переоценку житейских и жизненных ценностей. Новая подборка рассказов Бориса Екимова, демонстрирующих, как возраст прочищает зрение.   

Павел Корнилов. Остроглазый Капитонофф. Рассказ

«И все же, – задается вопросом повествователь в этом рассказе, – тварь я дрожащая или право имею? И кто или что дает человеку это «право быть тем, кто…»? Рассказ о том, как судьба предложила герою другую, как кажется ему, жизнь, но пойти навстречу судьбе оказалось не под силу – «Я не был остроглазым, я оказался обыкновенным. А быть обыкновенным, это худшее из зол, которое может случиться со здоровым физически и душевно человеком. Это чувствуют даже дети. Девочка-подросток вдевает в ноздрю всякую стеклянно-металлическую дрянь, чтоб хотя бы так отличаться; не привлекать к себе внимание, а отличаться от других. Я не такая, как вы, кричит она, я другая!»

Михаил Гаёхо. Кумбу, Мури и другие. Микророман

Роман-антиутопия в 63 главках про наступившую карантинную жизнь человечества, про законы этой жизни, про их соблюдение и способы игнорирования, про любовь и скопчество, про государственное управление и так далее – иными словами, про альтернативную реальность, возможно, ожидающую и нас. Судя по тональности повествования, которая может показаться даже отчасти легкомысленной, автор ничему в описываемом им мире не удивляется и не устрашается, и читателю своему предлагает такой же подход к своему вероятному будущему.

Михаил Тяжев. Отпуск в один день. Рассказ

Любовь, власть, деньги – в жизни героев нового рассказа Тяжева, мастера короткого рассказа с сюжетным содержанием романного почти объема.

Е.К. Повторяю себе: Рига, Рига. Рассказ

Медитативная проза про Ригу, "кирхи которой привязаны к низкому небу за шпили, как елочные игрушки", про город, «который перегорит, как лампочка, мигнет несколько раз и исчезнет с карты, если не будет человека, сочиняющего ему историю». Но как раз на это – сочинение историй – Рига и провоцирует, уж очень своеобразно ее устройство: «Если знать номер правильного трамвая (двенадцатый маршрут) и вовремя задраить окна (под откидывающимися сиденьями есть резиновые прокладки), можно выехать к Рижскому заливу. Рельсы уходят в воду, и какое-то время состав идет под водой, а потом делает крюк и выныривает у Булльупе».


СТИХИ

Подборки стихотворений Олеси Николаевой «Плач о потерянной вещи», Евгения Рейна «Странное счастье», Евгения Солоновича «Успокоительное средство», Евгения Чигрина «Привратник солнца», Марии Галкиной «У ледяного дома»,

Ильи Оганджанова «Тень на снегу»

Плеснула волна у причала,

Прозрачна, легка, холодна.

И чайка вдали прокричала,

Как будто на свете одна.

И с грохотом убраны сходни.

Кричит пароход над рекой,

Как будто не в рейс он уходит,

А в вечность, прощаясь с тобой.


НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Византийские эпиграммы VIII-XI веков. Перевод с древнегреческого, предисловие и примечания Сухбата Афлатуни.

Переводы эпиграмм Феодора Студита, Константина Родосского, Иоанна Геометра и Иоанна Мавропода –

Есть три несчастья: море, огонь и жена.

Женщину первым из них я полагаю:

опасней всего, что в миру лучшим слывет.

Иоанн Геометр


ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

В. Виноградский. Деревня: дистанции «удостоверяющего усмотрения»

Об образе и о понятии «деревня» в русской культуре и русской истории, и об их эволюции – с привлечением терминологии и, соответственно, инструментария феноменологии.


ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Екатерина Дмитриева. Те, что стоят в Литургии рядом. Книга Ал. Алтаева «Гдовщина»

Эссе о полузабытой сегодня писательнице Маргарите Владимировне Ямщиковой (1872 – 1959), публиковавшейся под псевдонимом Ал. Алтаев, о последней ее книге «Гдовщина. Забытый угол. 60 лет жизни на милой земле», посвященной истории усадьбы Лог в Гдовском районе Псковской области, в одном из флигелей которой жила Ямщикова, и об истории самой этой книги, дождавшейся своей публикации только в 2020 году.

                                                                                  

КОНТЕКСТ

Михаил Хлебников. ЛитРПГ: шквальный огонь по линии горизонта.

О феномене нового литературного жанра ЛитРПГ, ставшем своеобразным литературным продолжением ролевых компьютерных игр, и о том, как эта субкультура представлена в нашей текущей литературе.

           

МИР ИСКУССТВА

Сергей Страшнов. Траектория и облик массовой советской песни.

Массовая советская песня как некий особый феномен поэтического и музыкального творчества в СССР, оформившийся к середине 30-х годов прошлого века; об эстетических, социальных, идеологических составных этого феномена и о трансформации этого песенного жанра.

    

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Виктор Есипов. Соблазн. О стихотворении Пушкина «Напрасно я бегу к Сионским высотам…»

Прочтение в контексте «Каменно-островского цикла» этого необычно короткого для Пушкина стихотворения как стихотворения абсолютно законченного.   

                                   

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Олег Лекманов. О двухадресной установке поэзии Анны Ахматовой. На примере четырех фрагментов цикла «Реквием».

«Исследователи уже отмечали, что акмеизм, в отличие от символизма, сделал ставку не на тайну, а на загадку. Эти загадки могут быть сколь угодно трудными, но они всегда содержат в себе потенциальные разгадки, тогда как символистские тайны a priori раскрыты быть не могут из-за принципиальной несводимости символа к конечному набору значений. Одним из способов загадывания загадок для Мандельштама и Ахматовой стала сознательная двухадресная установка поэтических текстов. Многие мандельштамовские и ахматовские стихотворения писались с расчетом на два круга читателей. Первый, широкий круг, составляли адресаты, которые ничего не знали про обстоятельства личной жизни авторов. Второй, интимный круг, состоял из читателей, которые в эти обстоятельства были посвящены».     

                              

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Андрей Пермяков. «Краш-тест реальности» – о книгах: Лев Гурский. Министерство справедливости. Роман. М., «Время», 2020; Александр Зайцев. Убежище Бельвью. Повести и рассказы. М., «Водолей», 2020.

Владимир Коркунов. «На двух остриях языка» – о книге: Александр Скидан. Контаминация. СПб., «Порядок слов», 2020.

Александр Марков «Опять с педалями нет сладу» – о книге: Андрей Смирнов. В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века. М., «Музей современного искусства “Гараж”», 2020.

                                                                                              

СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ

«Итог всех мыслей…»

Микрообзор телесериалов, посвященных теме загробной жизни «в рамках псевдонаучного решения проблемы», под словом «проблемы» имеется в виду смерть, – тема, обращаясь к которой, кинематографисты ищут способы хоть на какое-то время примирить зрителя с наличием «этой проблемы» – размышление свое о смерти в кино автор строит на анализе телесериалов «Черное зеракло», «Загрузка», «Разрабы».

                                              

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

Гибель титанов.

Эссе о философе, писателе, историке-античнике Я. Э. Голосовкере – о его судьбе, необыкновенно ярко демонстрирующей основные сюжетные ходы русского ХХ века, судьбе, кстати, опровергающей пущенную его сверстником и отчасти коллегой – неожиданно близким, по занятиям литературой, – фразы про рукописи, которые не горят: рукописи Голосовкера сгорали дважды. Реализоваться Голосовкер смог как античник, автор книги про античных богов для детей «Сказания о титанах» и в своих философских статьях. Однако его «Сказания о титанах» при внимательном чтении, особенно в контексте других его работ, книга отнюдь не детская. Вот такое «внимательное чтение» античных работ Голосвкера и предлагает в своем эссе Галина.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ     

Книги: выбор Сергея Костырко:

Олег Ивик. О брачной и внебрачной жизни. М., «Новое литературное обозрение», 2020, 688 стр., 2000 экз.; Наталья Пушкарева, Анна Белова, Наталья Мицюк. Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI — XX веков. Коллективная монография. М., «Новое литературное обозрение», 2021, 504 стр. 1500 экз.; Стоя. Философия, порно и котики. Перевод с английского Алины Адырхаевой, под редакцией Ольги Страховской. М., «Индивидуум», 2020, 3500 экз.

                                                                                  

Периодика (составитель А. Василевский): «Артикуляция», «Афиша Daily», «Бизнес Online», «Вестник ВоГУ», «Вестник МИРБИС», «Вопросы литературы», «Горький», «Дружба народов», «Знамя», «Иностранная литература», «Культура», «Литература двух Америк», «Москва», «MK.ru», «Новая газета», «Новая Юность», «Новое литературное обозрение», «Новый Журнал», «Нож», «Русский европеец», «Семь искусств», «Эмигрантская лира», «The Art Newspaper Russia», «Book24», «Excellent», «Textura»

        

SUMMARY

This issue publishes a long story by Roman Senchin «Golden Valleys», short stories by Boris Yekimov «Ringing and Ringing…», a short story by Pavel Kornilov «Sharp-Eyed Kapitonoff», a «mikronovel» by Mikhail Gayoho «Kumbu, Muri and Others», a short story by Mikhail Tyazhev «One-Day Vacations» and also a short story by E. K. «I Repeat to Myself: Riga, Riga».

A poetry section of this issue is composed of new poems by Olesya Nikolaeva, Evgeny Reyn, Ilya Ogandzhanov, Evgeny Solonovitch, Evgeny Chigrin and Maria Galkina.

Sections offerings are following:

Philosophy, History, Politics: Valery Vinogradsky in his article «Hamlet. “Distances of Ensuring Judgment”» writes about hamlet image in modern society.

Close Distant: Ekaterina Dmitriyeva in her review «Those, Who Stand Beside on Liturgy» writes about a book by Margarita Yamschikova «Gdovschina» (Pskov region).

Context: Mikhail Khlebnikov in the article «LitRPG: Heavy Fire Aiming the Horizon» analyses literature massive that imitates computer games strategies.

World of Arts: Sergey Strashnov in the article «Trajectory and Image of Soviet Song» writes about the principles of texts of the songs constructions in different time periods.

Publications and Reports: notes by Victor Yesipov «The Temptation» are dedicated to Alexander Pushkin’s poem «In vain I seek to flee to Zion’s lofty heights…»

Literature studies: Oleg Lekmanov’s article «On Double Address of Anna Akhmatova’s Poetry. On the Example of “The Requiem” Four Fragments».

                                                 

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация