Кабинет
Василий Нацентов

Ландшафт: встреча

*  *  *

 

Чего мы ждали — мучили друг друга.

Ещё одна, ещё одна зима

                                      прошла.

Лист прошлогодний сохнет,

                                         и к обеду

шуршит, и хочет в трубочку свернуться,

чтобы не видеть новой жизни этой,

как детский плач, бессмысленной и шумной.

 

Кричит ополоумевшая сойка —

                        чудным скворцом —

                              скворцом чудным —

                                                    фальшивит.

И глупо и смешно смотреть на это:

природа, нет, не терпит повторенья.

 

Забыться, оказавшись чуть сильнее

тоски и страха смерти, принимая

               всё

               безупречно, Господи, безлично —

               энергия не больше и не меньше

               всё  всё

И только ночью думать

о том, что жизнь случайна и нелепа,

о том, что всё бессмысленно и дальше:

о том, какое маленькое небо

                и как оно сияет безучастно,

как смотрится в него дурная сойка     [другая]

                и видит в отражении скворца.

 

 

*  *  *

 

В поисках волны и молитвы

Идёшь и идёшь

Якорь груди

Моряк сухопутный

 

Прощание на рассвете

Дождь

И как выстрел

Лязг первого стрекозы-трамвая

 

Всё

Рассекай материк

Лоснятся степи

Болят как глаза озёра

 

И ничего не бывает кроме

Памяти —

Зимней птицы

 

 

Ландшафт: встреча

 

 

I

 

И к колесу велосипеда

лист случайный

всей душою прилипает.

 

II

 

В ноябре остаётся не много добра:

поздних яблок — фонарики,

              мягкий подмёрзший шиповник.

По садам (что-то прошлое)

                   в балку спускаешься —

птица! — оживляет ландшафт

и маячит, как мушка в глазу.

По следам — и — свои оставляешь следы —

робкой памяти светлую мету.

Балка в балку впадает,

                      дальше и дальше —

                                                  в рекý:

и, влекомая долгой разлукой,

                               стекает, как песня.

 

III

 

След размок.

Зов, серебряный, стéпи.

Солнце, разыгравшись к обеду, слепит,

рассыпается всеми твоими слезинками

                                      в поздней моей траве.

Звон переливается в голове,

               как грусть — из кувшина.

Ни души вокруг,

лишь в овраге

       черёмуха и крушина.

ломкие пальцы

        лучи лучи ветки

     п р о с т р а н с т в а

зверь осторожный

             сердце болит

И надо всем, как водокачка в деревне

                                                                 ветер

                                                              древний,

верный его гранит.

 

IV

 

Женщина моя на фоне первого

                                           листопада

брошена как будто.

Вот тропинка: липы, клёны, ясени

                                             и она одна,

одна из них.

 

Облетают руки,

          руки верные,

пиксели, как чешуя, слоятся:

осень, осень — голубое дерево —

только тальк на крылышках твоих.

 

V

 

Слишком долго нет солнца,

                      и глубока тишина.

Оберегал, золотое, — оно обмякло, как яблоко.

Страсти и ревности лишена

                           эта женщина —

                                 не жена —

шляпка цветка:

сама себе солнце и облако.

 

Шёлк всех отвергнутых —

тёплая поздняя осень.

Зелень озимая.

Тяжёлый лосиный след.

Как будто мутный стеклянный шар

                                        выпадает из рук,

но остаётся висеть

серый его свет —

 

как молчанье после случайного секса:

сразу — беззащитна, слаба

                                           — и —

                                              уменьшается, уменьшается,

                                                                                  сжимается

до капли пота, которую смахиваешь со лба.

 

 

VI

 

О поздний свет, таинственный портал —

прореха каждая, куда дроздом летал

                                                      рябинником,

а возвращался певчим.

 

 

VII

 

разложив

на составляющие ландшафт

до души

добравшись

вот душа:

годовые кольца

 

плеск случайных лучей

позднего солнца

из разрыва тяжёлых туч

 

 

VIII

 

…да и потом:

всё это мимесис, как сказал Платон.

 

 

IX

 

Ветер южный, умеренный.

Качается шар одуванчика.

Это я семилетний,

                и сумерки,

и большой мной же скошенный луг.

 

Всё иду по периметру:

всякий вдох у пространства —

движение

             духа,

                  т. е. сверчка, одуванчика,

взмах косы моей,

                      утро её.

 

 

X

 

Сложное и, как элегия, грустное,

как всякое русское:

дорога осенняя — сумерки — матерьял холста —

устройство листа кленового, липового, дубового

                                       и всякого облетающего листа.

 

Тает дерево,

             тает —

и всё равно сильнее меня.

Прижмусь щекою:

холодный дух зелёного и голубого огня.

 

Отучившись на человека,

отчаявшись,

          час, два —

специально теряешь время.

Становится кроной одуванчиковая голова

и сразу же облетает.

 

Всматриваешься:

что там, за последним листом?

Слезятся глаза и ничего не видишь.

Тот же круглый, как шар, простор,

из которого никуда не выйдешь.

 

 

 

XI

 

              …отраженья

         учиться разгадывать,

будто старые письма разглядывать,

         иероглифы чёрных ветвей:

дрогнет мир от осиновой капли,

                   от берёзовой или кленовой,

и начнёт отраженье по новой,

              перед звонкой, девичьей, лиловой,

                 перед каплей судьбы трепетать.

 

 

 

XII

 

Немощь такая: таянье ледников,

мякоть гниющей груши,

                        где — я — оса?

Ясность — молчание бедняков.

Их — караваны — тянутся в небеса.

А позади — одинокий крест,

как посреди

               степи

                  говорящий куст.

Шелест его ветвей,

шёпот терновых уст

слушает Моисей.

Что мне — раз не кончается ничего —

целая жизнь? — длится мне всякий день,

                                                         существо его,

где я один, один.

 

 

 

*  *  *

 

Лицо окунувши в сырую листву:

время,

        балтийский тревожный ветер, холод.

Помнишь. Но произносятся как во сне

                                               имена любимых.

 

Слабый и гордый, жив человек в себе —

жизнь заменяя памятью,

                     рассеянным светом.

Волны стихают —

                 значит и им робеть

                       перед тоской простора.

 

Рябь — телефон, поставленный на беззвучный:

уже не спишь, но не можешь открыть глаза

мгновение

                  время

                           себя потеряло

И молчишь. И ничего не можешь сказать:

Не хватает сопротивления материала.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация