Кабинет

Журнал №8 2018

Содержание

Содержание № 8  2018


Герман Власов - ФАРФОРОВЫЙ КУСТ
Дмитрий Бавильский - КРАСНАЯ ТОЧКА
Вера Павлова - КОЛЫБЕЛЬКАНТО
Максим Гуреев - ПО ТЕЧЕНИЮ
Вадим Жук - Я САМ ТАКОЙ, МОЯ ХОРОШАЯ
Анастасия Касумова - ШЛЮЗ
Ольга Аникина - СТЕКЛО
Владимир Бударагин - ГОД 1968. А ПОТОМ НАСТУПИЛ АВГУСТ…
Иван Белецкий - ПТЕНЕЦ УДОДА ГОТОВИТСЯ К ОБОРОНЕ
Александр Чанцев - ХАНОЙСКИЕ ЦИТАТЫ ИЗ СМЕРТИ

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ


Юлий Таубин (1911 — 1937) - ЛИРИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА

ИЗ НАСЛЕДИЯ


Давид Бурлюк - ПИСЬМА В ПРАГУ

ОПЫТЫ


Владимир Губайловский - О МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

КОНТЕКСТ


Кирилл Корчагин - ВИКТОР КРИВУЛИН И МИХАИЛ ЛИФШИЦ: ИСТОРИЯ, КОЛЛЕКТИВНОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАНОН

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Олег Заславский - ПАРАДОКСЫ ОТСУТСТВИЯ

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Артем Скворцов - БЕСКОНЕЧНОСТЬ ФРАГМЕНТА
Александра Приймак - РАЗРУБАЯ ЗАМЕРЗШЕЕ ОЗЕРО
Марианна Ионова - ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛАКАНА
Сергей Костырко - ЕЩЕ РАЗ ОБ УРАЛЬСКОМ ФЕНОМЕНЕ
Александр Марков,  Светлана Мартьянова - СЛАВА НЕРЕШЕННЫХ ВОПРОСОВ

Денис Ларионов - КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЕНИСА ЛАРИОНОВА
Ирина Светлова - СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ
Мария Галина - МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - КНИГИ
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА








Анонс

 

Анонс августовского (№ 8) журнала «Новый мир»

 

 

ПРОЗА

 

Дмитрий Бавильский.  Красная точка. Главы из романа.

Роман о времени (конец прошлого века) и о человеке во времени ­– герой романа изображается в той «художественной ситуации», в которой время историческое (время страны, мира) и время его сугубо частной жизни для героя неразделимы. Предлагаемое здесь повествование о детстве, отрочестве и юности героя, пришедшихся на смену (перелом) эпох, провоцирует читателя на воспоминания (и сравнения) еще и своего сюжета взаимоотношений с минувшими временами. Роман написан прозой, отсылающей к поэтике, которая традиционно закреплена в нашем сознанием за Прустом, только вот Бавильский ведет себя в этом пространстве абсолютно по-своему (ну как минимум отказавшись от прустовской медитативности описаний и ориентируясь на энергичность в разворачивании своего сюжета), то есть как художник он делает «прустовское пространство» своим.

 

Максим Гуреев. По течению. Рассказ

Рассказ, навеянный прочтением «Захара-Калиты» А. И. Солженицына, – с картинами Куликовской битвы (1380 год) и с рассказом о приезде на Куликово поле в 1963 году будущего автора «Захара Калиты». – «Под голову подложил брезентовый вещмешок. Вот, наверное, точно так же почти 600 лет назад где-то здесь же в низинах у костров на войлочных подстилках, на дерюгах и деревянных настилах, а то и просто на земле лежали люди. Некоторые из них спали после сечи, а некоторые были мертвы. Вповалку.Саша живо вообразил себе эту картину, даже почувствовал терпкие запахи прелой, утоптанной травы, пота, испражнений, речной воды, конского навоза. Услышал и переливистый храп, переходящий в хрип, урчание желудков, сопение, стоны, кашель, истошные вопли спросонья, гудение огня в сосновых нодьях».

 

Анастасия Касумова. Шлюз. Рассказ

Современная социально-психологическая проза с воспроизведением сегодняшней ситуации во взаимоотношениях «представителей разных социальных пластов» – герой рассказа командует шлюзом, в частности решает, кого пропускать в первую, кого во вторую очередь, ну и заодно, кого впускать в свою жизнь, а кого не впускать и на каких основаниях.

 

Владимир Бударагин. Год 1968. А потом наступил август… Воспоминания

О том, как руководство СССР воспитывало свободомыслие у своих граждан – воспоминания петербургского филолога, выпускника ЛГУ 1968 года, изучавшего в университете чешский язык. Воспоминания написаны на основе дневниковых записей 1968 года, на которые автора спровоцировала атмосфера вокруг происходившего весной и летом в Чехословакии, а также странные звонки из военкомата с настоятельными рекомендациями не отлучаться из города; ну а затем последовал внезапный призыв на некие военные сборы переводчиков и множество странностей, связанных с этими сборами. Однако о том, что готовится военное вторжение, автор, естественно, знать не мог, и по своему тогдашнему (до 1968-го года) советскому воспитанию допустить такого не мог, но именно ему и его коллегам предстояло оказаться в первых рядах советских спецов по оказанию «интернациональной помощи»: «Сейчас смешно вспоминать, но ни тогда, ни потом я не встретил человека, кто предполагал бы дальнейший ход событий. Не было такого человека и среди нас. Мы следили за газетами, мы искренне верили в возможную стажировку, что даже объяснило для нас, зачем где-то в сейфе лежат оформленные на первую группу заграничные паспорта (так и оставшиеся впоследствии невостребованными). Форму нам выдали «на всякий случай», паспорта оформили тоже «на всякий случай», во всем сохранялась какая-то недосказанность и неопределенность, а мы… продолжали верить, что сборы кончатся раньше срока».

 

 

Александр Чанцев. Ханойские цитаты из смерти

Попытка философско-метафоричной афористичной прозы – «Безвыраженье ужаса», «Улитки и звезды выходят на водопой. Сумерки на даче. Облака тягучи августом, как жирафьий поцелуй», «Лучший способ прослыть умным – выставлять свою глупость напоказ», «Книжное похмелье (book hangover) – “чувство, когда окружающий мир кажется несовершенным и сюрреалистичным из-за того, что человек только что закончил читать книгу, в которую был полностью погружен”».

 

 

 

СТИХИ

 

Подборки стихотворений Германа Власова «Фарфоровый куст», Веры Павловой «Колыбельканто», Вадима Жука «Я сам такой, моя хорошая», Ивана Белецкого «Птенец удода готовится к обороне»,

 

Ольги Аникиной «Стекло» 

Я вижу: текут облака по холму.

Чернеют стволы в непролазном дыму.

Тела, у которых ни крон ни корней,

как чёрные ноги огромных коней. 

В тягучем потоке застынут на миг

и молча по дыму пойдут напрямик,

и в травах свою отыщу я судьбу,

застывшую с чёрной подковой во лбу.

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Юлий Таубин. Лирическая тревога. Перевод с белорусского, предисловие и примечания Сухбата Афлатуни

«Юлий Таубин (Юлi Таўбiн), “белорусский Рембо”, погиб в двадцать шесть лет. Его стихами меня заинтересовал поэт и переводчик Андрей Хаданович – в Минске как раз вышла составленная им книжка Таубина. На красноватой обложке, на фоне молодого открытого лица поэта шли его строчки: “Трамвай прыляцеў, як двухстопны анапест, I iскры дрыжаць за акном”... – “Трамвай пролетел, как двустопный анапест,/ И искры дрожат за окном...”» Родился в 1911 году, расстрелян в 1937 году вместе с другими белорусскими писателями и поэтами.

                         

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Давид Бурлюк. Письма в Прагу. Предисловие и комментарии Евгения Деменка

Письма Бурлюка из Японии, а потом из США сестре в Прагу, которые можно читать еще и как историю превращения русского художника и интеллектуала в американца.

 

 

ОПЫТЫ

Владимир Губайловский.  О материальной культуре

Повествование о том, как автор (литератор, мужчина), оказавшись в положении «домохозяина» (то есть «не владельца дома» а, скажем так, – «домохозяйки») и занявшись уборкой и стиркой, а главное, приготовлением пищи, использует для этого еще и свои профессиональные навыки – привычку к аналитическому мышлению и философской рефлексии, отчего его размышление о еде и ее готовке выходят, и далеко, за рамки тематики сугубо «физиологической».

 

 

КОНТЕКСТ

Кирилл Корчагин. Виктор Кривулин и Михаил Лифшиц: история, коллективность и литературный канон

Неожиданные сближения: заклейменный прогрессивными современниками как «ископаемое» философ-марксист Михаил Лифшиц (с усмешкой замечавший, что ведь бывают и «полезные ископаемые») и один из признанных лидеров русского андерграунда 70–80-х годов поэт Виктор Кривулин – в их размышлениях о содержании и о месте модернизма в литературе ХХ века.

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Олег Заславский. Парадоксы отсутствия.  О стихотворении О.Э. Мандельштама  «Дайте Тютчеву стрекозу…»

Еще одна попытка ответить на вопрос, «почему же Тютчеву следует дать именно стрекозу», ведь «у Тютчева есть только одно стихотворение, где упоминается стрекоза» – попытка, потребовавшая обращения к некоторым особенностям поэтики русского стиха и к его мотивам у Боратынского, Пушкина, Фета и других.

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Александра Приймак «Разрубая замерзшее озеро» – о книге: Мария Кондратова. Сигнальные пути. Москва, Издательство «Э», 2018;

Артём Скворцов «Бесконечность фрагмента» – о книге: Олег Чухонцев.  гласы и глоссы: извлечения из ненаписанного.  М., «ОГИ», 2018;

Марианна Ионова «Евангелие от Лакана» – о книге: Александр Черноглазов. Приглашение к Реальному: Культурологические этюды. СПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2018;

Сергей Костырко «Еще раз об уральском феномене» – о книге: Валентин Лукьянин. «Урал»: журнал и судьбы. Екатеринбург, «Кабинетный ученый», 2018;, 600 стр., 350 экз.

Александр Марков, Светлана Мартьянова «Слава нерешенных вопросов» – о книге: Людмила Сараскина. Солженицын. Издание второе. М., «Молодая гвардия», 2018.

 

Книжная полка Дениса Ларионова

Свою десятку книг представляет поэт, прозаик, критик, соредактор журнала «Русская проза» (2011 — 2013), куратор серии литературных вечеров «Igitur» (с 2012., совместно с Кириллом Корчагиным), соучредитель поэтической премии «Различие» (2013, совместно с Кириллом Корчагиным, Львом Обориным и Игорем Гулиным), член жюри премии Андрея Белого (с 2016), лауреат премии «Московский счет» за дебютный поэтический сборник (2013)…

Мария Кувшинова Александр Миндадзе: От советского к постпостсоветскому.  СПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2017;

Лев Манович. Теории софт-культуры.  Нижний Новгород, «Красная ласточка», 2017;

Эдуард Лукоянов. Зеленая линия. Вступительная статья П. Арсеньева., СПб., «Порядок слов», 2017;

Владимир Фещенко. Литературный авангард на лингвистических поворотах.  СПб. , Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018;

Арсений Ровинский. Незабвенная. Избранные стихотворения, истории и драмы. Предисловие А. Конакова.  М., «Новое литературное обозрение», 2017;

В. В. Котелевская. Томас Бернхард и модернистский метароман. Монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018;

Сергей Зенкин. Теория литературы: проблемы и результаты. М., «Новое литературное обозрение», 2018;

Алексей Гринбаум. Машина-доносчица. Как избавить искусственный интеллект от зла. СПб., «Транслит», 2017;

Глеб Симонов. Выбранной ветки. Книга стихов. М. «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2017;

Ховард Айленд, Майкл У. Дженнингс.  Беньямин: Критическая жизнь. Перевод с английского Н. Эдельмана, под научной редакцией В. Анашвили, И.Чубарова. М.,  Издательский дом «Дело» РАНХИГС, 2018.

 

 

СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ

Альтернатива

«Сериал Сэма Эсмейла "Мистер Робот" (2015 – 2017, 3 сезона, 32 эпизода), получивший множество наград, среди которых "Золотой глобус" и "Эмми", обращается к извечной теме противостояния личности и общества, в очередной раз задается вопросом о возможности существования справедливого социального устройства, при котором процветание одних не будет построено на угнетении других. Главный герой сериала – Эллиот Алдерсон (Рами Малек) – типичный "маленький человек" – молодой программист, в начале истории работает в небольшой фирме «AllSafe», занимающейся киберзащитой, и пытается побороть Голиафа в лице гигантского финансового монстра "Е-Corp", который он про себя переименовал в Корпорацию Зла (Evil Corporation…»

 

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

Читатель как писатель, или Как расширяются литературные миры

О феномене «фанфика» – произведения, написанного по мотивам уже существующего литературного произведения, в данном случае произведения в жанре фантастики. Отталкиваясь от присуждения литературной «АБС-премии» Михаилу Успенскому (посмертно) за роман «Весь этот джакч», своеобразное продолжение «Обитаемого острова» Стругацких, автор строит свое размышление на материале фанфиков по книгам братьев Стругацких («Всего число произведений, созданных на основе самых разных текстов Стругацких – от "Шести спичек" и "Страны Багровых туч" до "Пикника на обочине", согласно Фантлабу (и это не считая проекта S.T.A.L.K.E.R.), едва-едва не дотягивает до полутора сотен»). Почему так? – «Иногда сказать о своем, отталкиваясь от чужого текста, удобней и легче. И, что называется, эргономичней. В конце концов, все мы живем в культурном поле, и оно стало такой же частью нашей реальности, как и сама реальность».

 

                                                                                                                                   

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)                                                                                 

Периодика (составитель А. Василевский) 

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация