Кабинет

Журнал №4 2012

Содержание

Содержание

Анатолий Найман - СКАЖИ ОГОНЬ
Владимир Березин - ОДНОКУРСНИКИ
Анастасия Афанасьева - МЕСТО ДЛЯ МУЗЫКИ
Ильдар Абузяров - КРАЙ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫХ ПОМИДОРОВ
Олег Дозморов - ВЕЧНОЕ «ПОЧТИ»
Анна Матвеева - ПО СОСЕДСТВУ
Дмитрий Веденяпин - ИЗ ЦИКЛА «ПАМЯТИ СССР»
Сергей Беляков - ЛЕВ ГУМИЛЕВ

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Галактион Табидзе (1892 — 1959) - МОГИЛЬЩИК

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Константин Фрумкин - БЕССМЕРТИЕ: СТРАННАЯ ТЕМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Ирина Сурат - А ЕСЛИ ЧТО И ОСТАЕТСЯ…

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Григорий Аросев - СВОБОДА КАК ДОГМА

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Анна Голубкова - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЗАДАЧНИК
Ольга Мартынова,  Олег Юрьев - ОКНО В ОКНО СО СМЕРТЬЮ
Данила Давыдов - ГОМУНКУЛУСЫ И КАДАВРЫ
Кирилл Еськов - ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННАЯ КНИГА

Юрий Орлицкий - КНИЖНАЯ ПОЛКА ЮРИЯ ОРЛИЦКОГО
Татьяна Кохановская,  Михаил Назаренко - УКРАИНСКИЙ ВЕКТОР
Мария Галина - ФАНТАСТИКА/ФУТУРОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ. ПЕРИОДИКА

Сергей Костырко - КНИГИ
Андрей Василевский,  Павел Крючков - ПЕРИОДИКА

Анонс

 

 

Анонс апрельского (№ 4) номера журнала “Новый мир”

 

ПРОЗА

Владимир Березин. Однокурсники. Отпускная повесть

Социально-психологическая, она же - авантюрно-философская проза, составленная из девяти повествований,  объединенных наличием сквозных героев и попыткой автора-повествователя сориентировать свое повествование на художественное исследование метафизики проживаемого нами времени, для чего вполне реалистическая как бы проза подсвечивается изнутри стилистикой социо-психологического эссе о природе нашей тяги к путешествиям, или превращается – вполне естественно, следуя логике развития сюжета, - в антиутопию ("Аэропорт"), или "альтернативную историю" с элементами фантастики (в сюжете про "вечную старуху"), или использует поэтику "литературной готики" (с явлениями призрака недавно умершего друга в «Татьянином дне») и так далее. Написано раскованно, энергично, азартно с "березинским" сочетанием лирики и эпоса.

Ильдар Абузяров. Край вечнозеленых помидоров. Рассказ

Образный ряд: квартал сегодняшнего немецкого города, в котором живет герой рассказа, бывший татарский мальчик Мартин, сопрягающий воспоминания о своем полу-деревенском детстве с реальностью вокруг;

жилой многоквартирный дом, построенный в 90-е годы знаменитым архитектором;

витрина лавки старьевщика, у которого герой покупает старинную чашку и механический будильник, который в финале разобьется об асфальт, рассыпавшись на винтики и шестеренки как рассыпано время и жизнь героя, которые он пытается собрать вместе;

а также - слепая старуха-вдова, ждущая смерти для воссоединения с мужем; глумливые подростки во дворе с гитарой; письмо с родины, от дяди, из "страны вечно зелёных помидор"; запутавшаяся любовная жизнь здешних молодых друзей Мартина  и множество других "осколков жизни", из которых выстраивает автор строит свой сюжет "самоидентификации героя".

 

Анна Матвеева. По соседству. Рассказ

Рассказ про то, что все мы - соседи; соседи по дому, по улице, по месту в автобусе,  на кладбище, в кинотеатре, соседи во времени, в поколении и т. д. - то есть все мы,  даже очень близкие, как бы предназначенные друг для друга люди - соседи. Тем не менее соединение наше друг с другом где-то все равно происходит, пусть и в том варианте, что предлагает нам Матвеева.

Сергей Беляков. Лев Гумилев. Главы из книги

Итоги исследовательской работы Белякова как историка культуры - главы из его жизнеописания Льва Гумилева, посвященные Гумилеву-юноше в Ленинграде, его взаимоотношениям с матерью и с ее литературным окружением, с однокурсниками (сложным отношениям), а также - работе Гумилева в экспедициях. Главы эти интересны еще и достаточно объемно прописанным образом тридцатых -  автор воссоздает картину повседневного быта, описывает идеологический  и социо-психологический климат эпохи, стиль отношений в среде творческой интеллигенции; среди персонажей -  Ахматова, Пунин, Мандельштам, Эмма Герштейн и многие другие; образы этих людей, ставших уже персонажами историческими, и, соответственно, уже имеющими свою литературную и историческую мифологию, у Белякова как правило  не соответствуют клише, утвердившимся в массовом сознании, и в первую очередь это касается фигуры самого Льва Гумилева, личности сложной и достаточно противоречивой.

СТИХИ

Подборки стихотворений Анатолия Наймана «Скажи огонь», Анастасии Афанасьевой «Место для музыки», Дмитрия Веденяпина «Из цикла ″Памяти СССР″»,

Олега Дозморова «Вечное ″почти″»

(Заливаем в баки амфибрахий.

Впрочем, это, кажется, хорей.

В бронированные черепахи

пересаживаемся с коней.

Вводим танки сразу после пьянки

в серую притихшую Москву.

Окружаем телеграф без паники.

Рифмы в лентах, строфы на боку.

Залегла пехота в сквере мглистом –

верлибристы, геи и т. п.

Мало нас, традиционалистов,

не прокатит наш ГКЧП.

Завтра нас поймают, арестуют,

постреляют над Москвой-рекой.

Некоторых враз перевербуют,

лучших – закопают в перегной.

Через двадцать лет настанет мода –

мы воскреснем и айда гулять.

Долго у упрямого народа

будут наши книжки изымать).

 

НОВЫЕ  ПЕРЕВОДЫ

Галактион Табидзе (1892 – 1959). Могильщик. Перевод с грузинского Юрия Юрченко, вступление и послесловие Зазы Абзианидзе

Публикация, приуроченная к 100-летию создания, возможно, самого знаменитого грузинского стихотворения и к 120-летию поэта.

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.

Константин Фрумкин. Бессмертие: странная тема русской культуры

О бессмертии как проблеме научной, которым занимаются представители так называемого иммортализма, и проблеме философской, мировоззренческой. Дается краткий обзор истории русского иммортализма от Радищева, написавшего тракта «О человеке, его смертности и бессмертии», до Федорова и его пропагандистки Светлане Семеновой, а также описывается нынешнее состоянии иммортализма, по-прежнему пытающегося разрешить главный вопрос бытия: нужно ли человеку бессмертие, и не лишает ли человека перспектива его бессмертия того, что мы называем смыслом жизни. 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Ирина Сурат. «А если что и остается…»

Отчасти – продолжение темы предыдущей статьи о «проблемах бессмертия», только в применении к более естественной для этих вопросах сфере - искусству: «Долговечно ли поэтическое слово? Долго живет оно – или вечно? Если для простого смертного это вопрос умозрительный, то для поэтов в судьбе слова заключена их личная судьба, их надежда, шанс на бессмертие. Зная по опыту высшую природу творческого дара, поэты склонны и вопрос о бессмертии души связывать скорее с даром, чем с традиционными религиозными путями и ценностями. Творчество часто им представляется ни чем иным, как спасением от смерти, путевкой в вечную жизнь, да только не все так просто и ясно в этом поле высокого напряжения, в пространстве между упованием и сомнением. Эта тема всегда исполнена драматизма – ведь она прямо связана с вопросом не только о смысле творчества, но и о конечном смысле самой жизни». 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Григорий Аросев. Свобода как догма

Литературный (и не только – литературный) портрет Леонида Ивановича Бородина (1938 – 2011), писателя, политзаключенного, главного редактора (1992 – 2008, 2010 – 2011) журнала «Москва».

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

Анна Голубкова. Литературный задачник. – о книге: Николай Байтов. Думай, что говоришь. 41 рассказ.  М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2011;

Ольга Мартынова, Олег Юрьев. Окно в окно со смертью. Диалог о последних стихах Елены Шварц – о книге Елена Шварц.  Перелетная птица. Последние стихи. 2007 – 2010. СПб., «Пушкинский фонд», 2011;

Данила Давыдов. Гомункулусы и кадавры. – о книге: Кирилл Корчагин.  Пропозиции. Первая книга стихов. М., «Книжное обозрение», «АРГО-РИСК», 2011;

Кирилл Еськов. Очень своевременная книга. – о книге: Александр Марков.  Эволюция человека. В двух книгах. Книга 1: Обезьяны, кости и гены;  Книга 2: Обезьяны, нейроны и душа. М., «Астрель», «Корпус», 2011

Книжная полка Юрия Орлицкого.

Представлены:

А. А. Фет и его литературное окружение. В двух книгах. Ответственный редактор Т. Г. Динесман. М., «ИМЛИ РАН»,  Книга 1, 2008, 992 стр.;  Книга 2, 2011;

Русское Зарубежье во Франции.  Биографический словарь. В трёх томах. Под общей редакцией Л. Мнухина, М., Авриль, В. Лосской. М., «Наука: Дом-музей Марины Цветаевой». Том 1, А-К, 2008, 796 стр.; Том 2, Л-Р, 2010, 685 стр.; Том 3, С-Я. Дополнения, 2010;

Сергей Яблоновский. Избранное. В 3-х томах. Редактор-составитель В. Потресов. М., «Пальмир», 2010. Том 1. Биографический очерк. О театре.  Театральная критика. Московский Художественный театр. Актерский портрет.  Театральные критики о Сергее Яблоновском. 720 стр.; Том 2. Проза. Поэзия.  Драматургия. Эссе. Дневники. 420 стр.;  Том 3. Литературная критика. Статьи о  культуре. Публицистика. Письма. Современники о Сергее Яблоновском.

Елена Шварц.  Габриэле Д'Аннунцио. Крылатый циклоп. СПб., «Вита Нова», 2010;

А. Меймре. Топография культуры: деятели русской культуры – дачники в Эстонии. М., «Флинта: Наука», 2011;

О. Федотов. Сонет. М., «Российский государственный гуманитарный университет», 2011;

Пограничные феномены культуры. Перевод. Диалог. Семиосфера. Материалы первых Лотмановских чтений в Таллиннском университете. Таллинн: TLU Press, 2011, 314 стр. («Acta Universitatis Tallinnensis. Humaniora»).  Ю. М. Л о т м а нНепредсказуемые механизмы культуры. Таллинн: TLU Press, 2010;

Вен. Ерофеев.  Москва–Петушки. Поэма. СПб., «Вита Нова», 2011;

Эдгар Аллан По. Новые материалы и исследования.  Редактор-составитель В. И. Чередниченко. Краснодар,  «Экоинвест», 2011

Ю. Розанов. Ремизов и народная культура. Монография. Вологда, «ВГПУ», 2011.

Татьяна Кохановская, Михаил Назаренко: Украинский вектор

Два украинца - три гуманитария.

О пестром и многоуровневом, не хуже нашего российского, разнообразии литературы нон-фикшн в Украине с упором на литературу филологическую; свой обзор авторы начинают констатацией: ситуация в науке сходна с ситуацией литературной - "В прозе и поэзии конкурируют тексты новаторские (или, по крайней мере, адекватные современности) – и чудовищные реликты советского палеолита, а то и вполне зубастые порождения юрского периода. То же и в гуманитаристике: с исчезновением коммунистической идеологии произошел или прорыв в реальное время, или, напротив, возврат в колыбель советской методологии – к народнической критике, историографии, литературоведению и пр. В результате – на одной полке книжного магазина (или, хуже того, в списке рекомендованной литературы для студентов) идут в беспристрастном алфавитном порядке книги, образцово актуальные тематически и методологически; книги, которые нужно было написать лет пятьдесят назад, а теперь они скорее восполняют давние пробелы; и книги, которым лучше бы и вовсе не являться на свет".

Мария Галина: Фантастика/Футурология

У нас было прекрасное будущее, или Future in the past

Про нынешнюю нашу ностальгию по воодушевлению эпохи 60-х, отчасти протянувшемуся в семидесятые, по тогдашнему всеобщему интересу к космонавтике и, соответственно, научной фантастике, по нашему тогдашнему образу будущего. Именно о ностальгии, поскольку всерьез разделить то воодушевление невозможно - слишком уж старомодным оно кажется сегодня, поскольку от той "фантастической -  вышедшей в космос Великой России (как бы идеологической преемницы СССР), а то и космически воскрешенного СССР отчетливо несет нафталином. Без всеобъединяющей общественной идеи такие построения невозможны, но именно с идеологией-то как раз проблемы… ", "Остается ностальгировать по «прошедшему будущему» в его неподдельном, аутентичном виде – то есть перечитывая любимые книги и пересматривая любимые фильмы.

Причем проделывая все это с изрядной долей горечи и разочарования. Недаром ностальгия по неслучившемуся будущему, по замечательному миру «Полдня» Аркадия и Бориса Стругацких породила в постсоветское время всяческого рода оммажи и фанфики, объясняющие, что «все было не так, как на самом деле, а гораздо, гораздо хуже».

Но я сейчас не о Мире Полдня, хотя и о нем тоже. Я о  телесериале «Этот фантастический мир». Уж если ностальгировать, то на полную катушку!

Поклонники и так все знают, но остальным напомню. ..."

Библиографические листки.

Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

 

  

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация