1. Тётя Нина
и дядя Коля
Тане и Маше Кондрашиным
С детства мне знакомая картина:
Небо в лёгких белых облаках,
Дядя Коля, Таня, тётя Нина,
Машенька с Пеструшкой на руках.
Жизнь, от устья повернув к верховьям,
Мчится, под собой не чуя ног…
Бабушка в платке сурово-вдовьем
Достаёт из печки чугунок.
Тайно зреет жёлтая малина,
Тайно распускаются цветы —
И печально смотрит тётя Нина,
Тётя Нина — ангел доброты.
Всех объяла странная истома:
Где тот мир? И сам ли он возник?
И стоит, как мамонт, возле дома
Дяди Колин старый грузовик.
2.
Память обожгла, как приступ боли,
От которой возникает свет:
Вот привёз детишкам дядя Коля
Из клубники полевой
букет.
И сидит он за столом, усталый,
И букет дрожит в его руке…
Плачет полдень, как ребёнок малый,
Зыбка молча спит на чердаке.
Там, на чердаке, скребутся мыши,
Точат хлеба чёрного ломоть,
А над ними —
выше —
выше —
выше
—
Наш воскресший навсегда Господь.
3. Икона на
чердаке
Чердак имеет свой язык.
Чердак — мудрец, носитель смысла.
Там серп, коса и кочедык,
Ведро и крынка, коромысло
Ведут неслышный разговор
О том, что время — тать и вор.
И там, в углу, чуть брезжит свет —
Не из чердачного окошка,
Там есть какая-то дорожка,
Какой-то сладостный ответ
На все вопросы, что от века
Терзают сердце человека.
Там в паутине и пыли
Стоит старинная икона,
Она, как Древа Жизни крона,
Вне притяжения земли.
Её из церкви принесли
Году, наверно, в тридцать пятом,
Когда покрыли Бога матом —
И капал, словно слёзы, воск.
Закрыли церковь, и Синодск
Утратил всю былую силу:
Архангелу же Михаилу
Пришлось искать себе приют
Там, где к себе его возьмут, —
Ну, например, в сарае ветхом,
Где крышу сносит сильным ветром,
Иль сыщут место в погребах…
Глядишь — в засоленных грибах,
В большой, как мир, дубовой бочке
Какие-то цветные точки
И отсветы… — увы и ах! —
Ведь крышка бочки — вне закона,
Не крышка это, а икона,
Глядящая в укропный лес,
Где грузди плавают в рассоле…
И учат хором дети в школе,
Что Бога нет, что Он исчез…
Но Бог — вот Он, и Он — воскрес!
4. Тётя Маша
и тётя Клава
Тане и Наташе
Узнала, впрочем, я случайно,
Что дом в себе скрывает тайну,
От тёти Маши; мне она
Поведала,
что там, над нами —
Детьми и взрослыми, в тумане
(Но невещественном) стоит
В чертогах чердака запретных,
Среди предметов незаметных
Икона. Только внешний вид
Её поблек и изменился:
Никто пред нею не молился.
Но странная сокрыла мгла
Сюжет иконы. Тётя Клава
Мне передать явленье Славы
И Торжества едва ль могла:
Она лишь вспоминала смутно,
Что много ликов и фигур
На той иконе…
День был
хмур,
Дождь начинался поминутно,
И так же быстро умирал;
Но вечером закат был ал,
Что обещало сильный ветер.
Но лик небесный в ночь был светел,
И звёзды пели свой хорал.
5. Семиключье
И вот в девятую неделю
По Пасхе (как июнь сиял!
И мир свой внешний вид менял.)
Мы — словно в царстве заповедном.
Река Уза здесь в блеске медном
Огнём нездешним обожгла.
(А тётя Маша здесь нашла
Нерукотворную икону
На камушке…)
Течёт по склону
Вода — светлее многих вод.
Сюда крестьянский шёл народ
С иконами, с простой молитвой,
В тоске — перед Великой битвой,
В бездождии, на Светлый День,
Когда Христос восстал из гроба.
(Ещё не отцвела сирень,
Ещё даёт прохладу тень,
И вишни цвет — как цвет сугроба.)
И бабушка моя ходила
Сюда, и дочерей брала,
А позже — внучек. Даль цвела
И, полнясь чудотворной силой,
К себе паломников манила.
Я рай свой детский обрела
Здесь, в Семиключье. Здесь была
На роднике икона Девы
Пречистой явлена. Она
Была в Девятую неделю
По Пасхе
здесь обретена…
6. Дедушка
Димитрий и дядя Петя
Саше, Тае и Ирине
Мы едем. Вот уже Синодск,
Вот — кладбище, а вот дорога,
На сердце — радость и тревога,
На листьях — блеск, на травах — лоск.
Уже мы едем по мосту,
Как будто едем ко Кресту,
И в сердце — странная заминка.
Блестит и вьётся Верхозимка.
И вот — овраг, и рядом — дом,
И понимаешь ты с трудом,
Что этот дом есть рай наш детский,
Наш опыт русский, не советский,
Неложный опыт бытия —
Всё это понимаю я.
Растёт, как лес, крапива. Сныть
Как будто хочет что-то скрыть,
Да, скрыть — наверное, икону…
Она стоит, прислонена
К стене, вернее, к скату крыши.
Когда-то здесь точили мыши
Всё то, что можно было сгрызть,
(Какая нам от них корысть?)
Но — рассказал мне дядя Петя —
Не тронули Священных Книг,
Которые в нетварном свете
(Скажи мне, что это за свет?)
Лежали так, как спрятал дед
Их от домашних перед смертью…
Он, видно, думал: вдруг найдут
Не комсомольцы, так другие
Лихие люди, люди злые,
И, как Иуды, предадут.
В полон жену его возьмут
И обесчестят, обесславят,
Потом на каторгу отправят
За веру в Бога —
иль
убьют.
…Всё небо — в облачных заплатах…
Но Книги те в пятидесятых
Нашли.
Георгиевский Крест
И Библию отдали внуку…
…Как некий сон — и сон был в руку —
Увидела внезапно я
Над домом дымку и сиянье.
И облако, как изваянье,
Застыло в небе, и рыданье
Звучало, словно лития,
По деду…
Муж мой на чердак
Взошёл по лестнице; икону
Нашёл, рассеяв тьму и мрак.
Раздался стон, подобный стону
Страдающего существа:
И задрожавшая листва
На всех деревьях, что в овраге
Росли, покрылась слоем влаги —
То были слёзы;
Мир
живой
Икону-мученицу встретил
И целованьем ей ответил,
И тихо на колени встал.
А в речке рос воды кристалл.
Как в сердце — мир, любовь и милость,
И в небе облако молилось,
И дождь пошёл — но перестал.
7.
Икона-мученица
иеромонаху Пантелеимону
Что ж на иконе? Не понять:
Уже дождём все краски смыты;
Гвоздём заржавленным прибиты
Одна доска к другой доске.
Мы смотрим в муке и тоске,
И вдруг — как будто озаренье
Оттуда, свыше, снизошло:
Мы видим ангела крыло;
Ведь средник — это Воскресенье
Христа, надежда на спасенье,
Его сошествие во ад,
Его явленье многим душам,
Которые в аду скорбят.
И так — в остатках красок древних
На искалеченной доске
Мы различаем клейма, средник…
Прозрачным, как вода в реке,
Становится сюжет иконы.
Она, исполнив все законы,
Как свитки, держит их в руке
И открывает смысл пророчеств
Завета Ветхого; и отчеств
Неясный смысл, и смысл имён,
Который спешно отменён
В Отечестве несчастном нашем
Тогда, когда убит был Царь…
И что мы детям нашим скажем
Про время то, про тот Октябрь
И про плоды его гнилые,
Про ядовитые плоды?
Что наших прадедов труды,
Их вера, подвиги былые
Забыты, внукам не нужны?
Ты мысль вложи, как меч в ножны
И обнови икону сердца:
Она сама — Благая весть
И в мир иной простая дверца,
Она — душа твоя и честь.
8.
Воскресение
…А в доме том, где родилась
Вторая дочь моя, Мария,
Где дули в окна ветры злые,
Свою показывая власть,
Да, в этом доме был подвал,
Огромный, как девятый вал,
Который смоет жизнь мирскую:
Он превратился в мастерскую,
Где было множество икон,
И удивлялся гость заморский,
Что там, в подвале без окон,
Сиял, как солнце, свет фаворский.
Туда икону отвезли,
Обернутую белым платом, —
И колокол гудел набатом,
И лился свет из-под земли.
…И вот примерно через год
Андрей звонит нам, и зовёт
Прийти скорее в мастерскую,
И рассказать я не рискую,
Что с сердцем сделалось моим.
Мы лучше это утаим —
Я не писатель, не оратор,
Не бард; но Моченцов Андрей —
Искусствовед и реставратор —
Принес, как ангел, весть о том,
Что слышал он иконы стон,
Но снова на доске иконной
Приобрели свой вид исконный
Двенадцать праздников — и ад
Уже повержен, и Спаситель
Теперь войдёт в мою обитель —
И будет дом как райский сад.