Попов Сергей Викторович родился в 1962 году в Воронеже. По основной профессии — медик. Выпускник Литературного института им. А. М. Горького. Лауреат нескольких литературных премий. Автор десяти лирических сборников и пяти книг прозы. Живет в Воронеже.
Сергей Попов
*
МАЛЬКОВЫЕ СТРАХИ
* *
*
кого зовут тот ускользает
что называют исчезает
пуста воздушная волна
сквозной язык пленён добычей
с воловьей волей силой бычьей
он умножает имена
коварством лисьим и крысиным
грозит овинам и осинам
несмелой тверди здешних мест
и речь как вечная пиранья
вне рифм и знаков препинанья
сырое мясо яви ест
* *
*
как мощи не перемещай
по кущам не скачи
мути заманивай мельчай
переходи на только чай
дичай в немой ночи
перебивай и тьму и мгу
и сам себе не рад
очнувшись через не могу
ищи в зачуханном мозгу
искомое стократ
и береди и городи
потешный огород
ряди про то что впереди
удачу в омуте уди
воды набравши в рот
не согревает рта вода
и грядки в сорняках
во глубине всего труда
мальковых страхов чехарда
удилище в руках
пока не станет голова
кругами по воде
и рыба омутом жива
прилежно выучит слова
никто никак нигде
* *
*
Ботинки на толстой подошве.
И кажется, будто бы не
продержится молодость дольше.
И всякая малость в цене.
Листвы оголтелая пляска.
Окна теневой окоём.
Дурацкая сказки развязка.
Отвязная фотка вдвоём.
Всё вырвать у сумерек разом,
задвинуть до лучшего впрок
простым про себя пересказом
не просто суметь между строк.
Успеть разузнать между делом
у мха подоконного пня,
с чего за стеклом запотелым
по всем околоткам хлюпня.
А что до прощальных ботинок —
то, молодость, повремени.
С погодами их поединок
у нас на роду искони.
И будет дурацкой заботы
под лиственный выпляс и гам
о ценах на ватные боты
в придачу к великим снегам.
* *
*
Незазорно заглядывать в нети —
беглым отсветом воздух прошит.
Дни былые забавны, как дети, —
ширпотребный портвейн в общепите,
разговора неверные нити.
Что обжалованию подлежит?
Простирается осень доныне
в присной одури ясных погод.
Тесных рынков арбузы и дыни,
волны солнечной зыбкой латуни
над затяжками канувших втуне.
Урожайным был, помнится, год.
Что делили, кого задевали,
уминая ломти бахчевых?
Памятуют харчевни едва ли,
чахлых скверов пугливые гули,
устремлённые к таре бабули,
конкуренты бомжистые их.
Ветер жилистый множит в отвалах
прежних дат отрывные листы,
да искрит оправданием палых
на остывших урочищах голых
обожание в старых глаголах.
И вчерашние чарки пусты.
И одно задаваться вопросом
о претензиях на урожай —
что к другим привыкать папиросам,
примеряться к чужим прибамбасам,
и последний травмируя разум,
всё твердить и твердить: «Обожай!»
Зимний мясоед
Он гнул своё: «Нельзя! Нельзя! Нельзя!»
Рубил ладонью застоялый воздух,
и, выдыхаясь, фортку кулаком
толкал вперёд и холод ел как мясо.
И зло курил, мотая головой,
не соглашаясь с моросью и ветром,
с условиями сумрачной природы,
с никчёмным отсыревшим табаком.
«Глупцы! Микроцефалы! Бандерлоги!
Да разве можно и предположить,
что всё вокруг значенья не имеет?!
Я сырость не люблю — бронхит долбает.
Я темень не терплю — внутри колюче.
Но разве это повод для рассора
со всем на свете, странном и дурном?»
Он был небрит, скуласт, одет прескверно,
размашисто жестикулировал,
закашливался вдруг надолго,
искал в карманах носовой платок.
Хихикали студентки младших курсов,
лукавоглазые филологини.
И вновь, и вновь тянули подбородки
навстречу безутешным заклинаньям
тщедушного питомца tbc.
«Нельзя, нельзя давать себя дурачить
чудным словам и словосочетаньям.
Лишь только палец в рот зубастым курвам —
и нет руки, а там — и головы.
О, эти безголовые умельцы
нанизывать эпитеты, как мясо,
на гостовский штампованный шампур!
И дело общепитовское чтимо!
Стряпухи именуются творцами.
И принципом — усвоенный рефлекс.
Лишь обморок готовки — и не важно,
съедобна ли словарная стряпня…
И запросто без соли и без перца
бес крючкотворства вас вовсю съедает —
и множите значки, слова, абзацы.
И всё для вас — ничто. Всему абзац!»
И тишина висела, дым клубился.
А он глядел — добился, не добился —
в ряды провинциального лито,
где стыли завсегдатаи в пальто
и шёл парок из глоток катаральных
над вечным сонмом образов сакральных.
«Ну да, про мясо было у давно
пропавшего безумного поэта,
который здесь живее всех живых.
Он виноградный вкус его ценил», —
Провозглашал заносчивый и нервный
очкарик с ювенильной бородой.
«Да-да, — бубнил, ответствуя, куривший,
в платок сбирая ржавую мокроту, —
да-да, конечно, раньше понимали…
А впрочем, это вовсе не о том».
Руководитель благостно дремал,
вчерашним изнурённый юбилеем
кого-то из начальства от культуры,
и видел сон про льготный Коктебель.
Был город тёмен, мылились плафоны
малообильной пеной снегопада.
Сквер полнился тенями через край.
И поздние мелькали пешеходы
по дальним оконечностям его.
Свет размывался, комната серела.
И лишь оратор был белее мела.
Ему впотьмах под кожу проникал
необоримый ледяной накал.
Он уточнял, что заморочка наша —
не более, чем старая параша.
И было тесно в замкнутом пространстве
певцам Евтерпы думать о засранстве.
«Какое нынче время, дуралеи!
Пост кончен, пост не начат — оскоромьтесь.
Побудьте вне бумажной канители
всеядными животными снегов.
Такие холода — что сердце в пятки.
Оно и надо, надо — без оглядки.
А вы на славу призрачную падки…
Дурдом, дурдом!
Ведь ничего потом помимо будней.
И вам в постах постнее и паскудней
на всю катушку будет оттого,
что нынче кроме строчек — ничего.
Ужели вы не чуете подкожно:
сегодня можно. Лишь сегодня можно!»
Среди сугробов тлели фонари.
И распадались отблески внутри.
* *
*
Запала вдруг случайная строка —
она ведь сроду книжек не терпела.
«Быльём полны глухие облака».
И что с того? И ей-то что за дело?
Задело враз. И точит изнутри.
Подпиливает прочные привычки.
«Полны… глухие…» Что ни говори,
а к смыслу нет доходчивой отмычки.
Чудно и глупо. «Облака… быльём…»
Что пена дней в стиральном автомате,
несвежим перегруженном бельём
и часто замолкающем некстати.
Не отстирать до самого утра
вчерашних пятен мёртвую протравку…
В полнеба — осень. И уже пора
на вахту к ежедневному прилавку.
Post scriptum
Рисунок в линию косую
от бесконечного дождя
доныне всё не дорисую,
порой до точки доходя.
Кругом всё те же лужи, иже
полны несбывшихся небес —
но те сегодня много ближе
всему и вся в противовес.
Не на физических законах —
на разговорах о душе
замешан ропот заоконных
ветвей в ненастном кураже.
А дождь, постыл и монотонен,
линует воздух налегке,
покуда спит Сергей Матонин
в писательском особняке.
Ни суток временем, ни датой
не озабочен отставной
модельщик, штатный соглядатай
оказий с печенью больной.
Ах, эти мятые листочки,
стаканы липкие в пыли
и пересуды, что до точки
словесность напрочь довели!
На сером небе — ни прогала.
На серой писчей — ни строки.
Где власть поэтов напрягала,
легко напрягам вопреки —
любое слово невесомо
в своём значении любом.
Но тешит блажь следить бессонно,
к стеклу в ночи прильнувши лбом,
как над шестою частью суши —
ясней видны издалека —
перекочёвывают души
под кучевые облака.