Кабинет
Алексей Швабауэр

ДИВАН, ДИВАН, ДИВАН

Швабауэр Алексей Владимирович родился в Алма-Ате. В 2001 году окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности «искусствоведение». Руководил интернет-проектом по продаже произведений искусства. В 2002 году окончил литературный семинар Ольги Марковой. Участник II поэтического фестиваля «Созыв» (2013), Международного литературного фестиваля «Полифония» (2014). Публиковался на сайте «Полутона», в журналах «TextOnly», «Новая реальность», «Цирк „Олимп”+TV», в газете «Ышшо Одын». Занимается издательской деятельностью. Живет в Алматы. В «Новом мире» публикуется впервые.



Алексей Швабауэр

*

ДИВАН, ДИВАН, ДИВАН


* *

*


Ты останавливаешься возле блокпоста.


Ты фотографируешь меня

на пленочный аппарат,

провоцируя пограничника

вмешаться,


и все бы ничего,


если бы это были наши горы,

но таких гор


я не встречал ни на одной открытке,

которую без опасений

мог бы отправить твоей маме

c надписью:


«С нами все благополучно»,


соответствующей

темнеющим фигурам

у перевала


на обратной ее стороне.


И дрожащий почерк

ничем не выдавал бы

отсутствие средств


на покупку пледа


(на вершине —

прохладно).


Но этот пограничник

смотрит слишком подозрительно,


он, кажется, не знает,

что я видел фильм,


в котором на том же самом месте

двумя днями ранее


он отпустил восвояси

точно такую

же парочку,


несмотря на то,

что девушка вела себя

более чем

подозрительно...




* *

*


Хокку

бросивших дом

не похоже

на хокку


воротившихся

к дому

потом.


Там, в дыре, где был дом

твой знакомый,


сдуру вырос

неведомый дом.


И в него-то,

с разбегу,

с наскоку,


в незнакомое

сходу

жилье,


ты проносишь

знакомое

хокку,


незнакомое

хокку

свое.




* *

*


Гу-Сы

и Сы-Чжеу


завершили цикл

пребывания

у старух


по превращению

соуса соевого

в пастилу —


любимого лакомства

школьницы

из Чжэцзяна.


У Сы-Чжеу

получается

вкусная пастила,


а у Гу-Сы

наставница

умерла,


и с тех пор

непорочная Джи


у Сы-Чжеу

гостит постоянно.


Наяривает

пастилу

по самые усы


тучный

Сы-Чжеу,


завидный,

в отличие от

Гу-Сы,


когда утром,

попав к нему в дом

без единого

слова,


грациозно

ныряет под простыни

чистая Джи,


и тяжелый

Су-Чжеу


над ступней ее

детской

дрожит


и всегда

начинает

с большого…



* *

*


Ты самый лучший человек на свете,

пока тебе не исполнилось

восемнадцать —


отцы начинают

редактировать имена дочерей

в твоих телефонных книжках,


и вместо Любы-Наташи

только имена суккубов,

и — одно страшнее другого.


Ты самый лучший человек на свете,

пока тебе не исполнилось тридцать —

дочери голосят за дверьми,


а ты


мысленно

продолжаешь перелистывать страницы

телефонной книжки


с испугавшим тебя

именем демона в конце

списка,


но цепочка на входной группе

надежно

охраняет твой сон.


Ты самый лучший человек на свете,

пока тебе не исполнилось

сорок —


дочери подросли


и торгуют

сладостями

на вокзале,


пока у одной из таких

ты не приобретаешь наконец

засахаренный леденец

для своего малыша


и, когда всё самое лучшее, что могло с тобой произойти,

уже произошло,


краем уха

слышишь,

как тот


обращается

к неизвестной тебе

женщине


по имени

Люба-Наташа.




* *

*


В 58-м

Сергей Чудаков,


будучи проездом

в одной

из провинций,


оставил

дневниковую

заметку:


«Горько сожалею о потере».


Строчка

не оставляла

шансов


быть переведенной

правильно

и понятой


барышней из Бристоля,


но так завораживала ее слух

и ласкала


сочетанием звуков

на неизвестном языке,


что, уже по приезде

в сознательном возрасте

в Лондон, та


придумала себе

друга,


составив его имя

из звуков крайнего слова

строки,


изменив ударение,


добавив

лишнюю букву, —


бристольцы


всегда

оставались


добропомнящими

чудаками…



* *

*


Новое увлечение для меня —

экстремальная узбекская музыка.


Смешно называть ее экстремальной,

тем более считать узбекской,


но только так

мне удается сохранить спокойствие


при спорах с коллегой-узбеком

на политические темы,


когда я киваю ему из-под наушников,

воображая, что в них звучит

экстремальная узбекская музыка, —


это меня веселит.


Не музыка — нойз

на краю циркуляции бензопилы.


Проснешься в деревне

в прохладное утро,


а кофейку испить не мешало бы,

но бревна не колоты,


тогда и приходит на помощь бензопила,


ее звуки


скрашивают

утро

одинокого человека.


И, хотя:

«Удержание вибрирующего инструмента

продолжительностью более часа

сильно нагружает руки

и чрезвычайно неблагоприятно

сказывается на суставах и кровообращении», —


для приготовления кружечки кофе

не так и много


чурочек

требуется в итоге…


Вес пятнадцати груженных до верху

грузовиков

в моей голове

не отменяет легкости,

с которой

я прослушиваю экстремальную

тему заново


в здании с большим мезонином,

в кабинете со светлыми рамами,


и в ответ на приглашение коллеги

отобедать

молча киваю


и протягиваю ему степлер.



* *

*


Поет колибри за окном.

Я проса ей не дам —


между диваном и окном

еще один диван.


И, очень страшный и смешной,

еще диван за ним.


Когда я вырасту большой

и стану — пантомим,


изображу я несмешно,

как страшно было там,


где, чтобы выглянуть в окно, —

диван, диван, диван.



* *

*


Когда я был маленьким

и все было маленьким

и Чёрное море

казалось мне маленьким

морем,


я топил корабли,


я сбивал их торпедами

в веках полуоткрытых,


упершись пружинистыми

кулаками


в аппарат

бесконечного

неба —


в двух-трех

зазевавшихся чаек,


а после

кричал:

«Наконец!


Восемь из десяти!»


И ракушки

вскипали в песке...


Это только теперь,


когда черное стало

разрушительным, сильным,

большим


и торпед

не отыщешь,


точней —


они рисинки

в ручках

с отломанными

наконечниками —


повторение

свиста

не свойственно больше тебе,


и про это


забудь...

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация