Кабинет
Марина Бородицкая

Рыжая на зеленом

Бородицкая Марина Яковлевна родилась и живет в Москве. Окончила МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Поэт, переводчик. Постоянный автор «Нового мира».

МАРИНА БОРОДИЦКАЯ

*

РЫЖАЯ НА ЗЕЛЁНОМ

* *

*

Зелень и желтизна,

лиственный плеск и трепет:

это она, она —

шьёт, вырезает, лепит.

В хоре и в драмкружке —

будешь ли, спросят — буду! —

носится налегке

и поспевает всюду.

Медью своей казны

пересыпает звуки,

золотом новизны

детям сластит науки,

юбкой траву метёт,

глупости шепчет клёнам,

ярче весны цветёт,

рыжая — на зелёном.

Гомон из-за кулис,

зал рукоплещет: просим!

Что ж, выходи на бис,

девочка, дочка, осень!

* *

*

У нас весь двор говорил

«кардонка» и «ехай»,

я сперва поправляла,

но без успеха.

Впрочем, успехи были:

я стала привычной фигурой,

меня всё реже дразнили

очкастой дурой,

я постигла значенье матерных слов

(довольно простое),

дед ошкурил фанерку для горки,

но я отлично съезжала стоя,

я бы стала совсем своей —

оставалась одна помеха:

я никак не могла сказать

«кардонка» и «ехай».

Тыщу зим спустя прохожу мимо сквера,

где бесятся

ребятишки под горкой. Их бабки,

мои ровесницы,

подбирают ледянки, внучат

и в порядке дрессуры

им кричат: «Не ехай на попе!»,

старые дуры.

«Вон тоя кардонка!»

Украдкой, сквозь рукавички,

я показываю им рожки.

Беру в кавычки.

* *

*

Вы, гоголевских два солёных огурца,

Милей мне трех сестёр и всех плодов из сада:

Архангел Добчинский с обрывком письмеца,

Улыбка, тайный знак, забытая услада.

Здесь, в книге жалобной, где пробуют перо

(Оно же ножичек), где правит страх сердцами,

Поблекли рожицы, повыцвело шевро,

И только вы одни глядите молодцами.

Вы сами — след пера, чернильная строка,

Суть бестелесная, что свет исколесила

На сотне языков — но всё еще крепка

Засола местного таинственная сила.

В эвакуации жевала мама жмых,

Но в горло жмых не лез, а было ей лет десять.

Солёный огурец (он был один у них)

На нитке бабушка придумала подвесить.

И тотчас детский рот наполнился слюной,

И жмых питательный был радостно проглочен,

И в битве бабушки с проклятою войной

Противник оттеснён и приговор отсрочен.

Слова не вывезут, и не спасут слова.

Но спросят вновь и вновь на гулком бездорожье:

На что, мол, уповать? И я скажу: на два

Солёных огурца — и милосердье Божье.

* *

*

Если вышло писать историю,

Если вышло о битвах петь —

У окошка сиди в скриптории,

Где уместно пером скрипеть:

Чёрным соком дубовых шариков

Всласть напаивая стило,

Чаркой красного да сухариком

Подкрепляясь, чтоб дело шло.

А кровавым копьём историю

Позовут писать — не ходи:

Не расчислишь стрел траекторию

С оперённой стрелой в груди.

Мертвецу не воспеть викторию,

Мяснику не подняться ввысь…

Если вышло писать историю,

На замок от нее запрись.

* *

*

А в Коломенском под осень яблоки стучат:

по привычке плодоносит одичалый сад.

Потому что бабьим летом велено рожать,

а зимой — скрипеть под ветром, ветками дрожать.

По привычке, по старинке, в глубине аллей

ищут бабушки с кульками яблок покрупней.

А хозяйственные дядьки рюкзаки набьют:

жёны сварят им повидло и хвалу споют.

Вот и мы с тобой, подружка, яблок наберём,

оботрём, надкусим с хрустом, сморщимся, замрём:

скулы сводит поначалу эта птичья сыть,

но и сласти в ней немало, если раскусить.

А далёкому гобою лучше не звучать,

потому что нам с тобою велено дичать,

потому что нам по нраву этот скромный блюз

и ничейных, мелких яблок молодильный вкус.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация