Кабинет
Александр Нежный

С. Б. Филатов. Католицизм в США. 60 — 80-е годы


С. Б. Филатов. Католицизм в США. 60 — 80-е годы

С. Б. ФИЛАТОВ. Католицизм в США. 60 — 80-е годы. М. “Наука”. 1993. 142 стр.

Для традиционного российского сознания в самом понятии к а т о л и ц и з м присутствуют одновременно и настороженное (а подчас и прямо враждебное) стремление соблюсти безопасную дистанцию, и заманчиво-соблазнительное желание подойти как можно ближе, сойтись теснее — иногда до полного принятия всех догматов западного христианства. Католическая нить столь прочно вплетена в русскую историю, католицизм столь долго присутствует в ней, отталкивая и притягивая умы и души, что сейчас, при первых проблесках религиозного рассвета (который, однако, многие склонны объявить едва ли не торжеством православия), становится заметен неподдельный интерес к “папежеству”, как на уровне религиозной практики, так и на уровне симпатизирующей религии культуры. Вот почему — во всяком случае, я в этом совершенно уверен — не “широкий”, но зато вдумчивый читатель с немалой для себя пользой прочтет обстоятельное, богатое большею частью совершенно неизвестным у нас фактическим материалом исследование С. Филатова. Дело в том, что современный католицизм с его успешными и неудачными попытками соединить неповрежденность догмата с демократическими устремлениями XX века, с его стремлением сочетать достойную христианскую твердость с терпимостью к заблуждениям и даже падениям слабого человека, с его теперь уже фундаментальным намерением наряду с активной проповедью Евангелия не менее активно участвовать в социально-политической жизни общества, — современный католицизм во всей его многосложности будет неполно и, может быть, не вполне верно понят вне исторически сравнительно краткого, но религиозно и человечески весьма насыщенного опыта существования католиков и католической Церкви в США. Опыт этот свидетельствует прежде всего об огромных духовных ресурсах католицизма. Оказавшись в такой изначально протестантской стране, какой были и долгое время оставались Соединенные Штаты, более того — оказавшись в условиях гонимого меньшинства, американские католики к 60 — 80-м годам нынешнего века (а именно этот период рассматривает в своей книге С. Филатов) не только создали мощную и авторитетную церковную организацию, но и сумели сказать свое веское слово по всем проблемам духовной, социально-экономической и политической жизни США. На обширном фактическом материале автор показывает эволюцию американского католицизма как историю “принятия им демократических норм и ценностей”, как непростой путь к религиозной терпимости, плюрализму и критическому отношению к духовным и светским властям. И в конце концов, отмечает С. Филатов, “католические ценности стали неотъемлемой частью идеологии, культуры, политических ориентации американского народа”

Как это обыкновенно и бывает, всякий читатель найдет в книге нечто, особенно ценное именно ему. Быть может, это будет анализ позиции американских католиков — мирян, клира и епископата — по отношению к вьетнамской войне; или краткие и точные характеристики действующих в США монашеских орденов, среди которых наиболее многочисленным и влиятельным является иезуитский; или участие Церкви в решении экономических проблем... Лично же для меня, вынесшего из поездки за океан убеждение, что Соединенные Штаты — это страна идеалистов (разумеется, со всеми условностями подобного обобщения), было особенно важно узнать о свойственном американским католикам высоком духовном накале. Да, в США, как отмечает С. Филатов, “считают филантропическую деятельность церквей необходимой”. И далее: “Симптоматично, что все американские святые и блаженные были прославлены за дела милосердия”. Но в то же время Церковь перестает быть собственно Церковью, если ее служение ограничивается вниманием к бедным и униженным. Сакральные ценности не должны быть растворены в социальных заботах; Марфа не должна вытеснять Марию. Католики в США, как то следует из книги С. Филатова, сумели найти некую золотую середину, или, точнее, некое гармоничное сочетание гуманитарной деятельности с верностью высочайшим духовным идеалам христианства. Пример тому — не только во всех отношениях замечательное движение “Кэтолик уоркер” с его выдающимися лидерами Д. Дэй и П. Морином (в последнем находят черты, сближающие его с Франциском Ассизским), но и в высшей степени показательное стремление молодых американских католиков быть в Церкви, в молитве.

А. Нежный.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация