* * *
Елене Лапшиной
Наутро, где-то в полдевятого
растает облаков гряда,
и осень поздними опятами
начнёт заглядывать сюда.
Они рыжеют дикой мелочью,
рассыпанной (когда? о ком?)
и укоряют память девичью
одной синицей с табаком.
Ещё земные птицы трудятся
и яблонь ступицы теплы,
и ваты серые расступятся,
и листья начинают плыть.
Теперь от сада и в прихожую
ступени мокрые ведут
и улиц южные прохожие
ручной навязывают труд:
— Хозяин, есть работа? — вымолвят
и постоят, и улетят
из тени в свет, легки, как иволга,
с гортанным говором утят.
Грибы — но меньше, волны с пеною
облизывают жёлтый брег.
Луна в телёнке будет первою,
попросится кто на ночлег.
Её восходы перелесками
высвечивают путь домой,
где печка силится потрескивать
берёзой дымной и сырой.
* * *
приди
пришёл
рассказывай
не знаю
ежевечерний воздух из чего
тут состоит
я глину разминаю
я форму придаю ей понево
короче придаю любую форму
три голубя допустим и гнездо
оливы ветвь
мы зададим им корму
отверстия для зву
допустим с до
приди
пришёл
вот повседневность вчерне
мы глину эту обожжём в печи
во имя красоты ежевечерней
пускай себе летит на свет свечи
* * *
Где на ребяческие козни
и Юго-Запада дворы,
воспеты Левитанским поздним,
кивали жёлтые шары —
когда вытягивал травинку
и приставлял её к зубам,
я муравьиную тропинку,
боясь, прокладывал в себя.
Не муравьиного укуса
из тёмной земляной трухи —
но флейту травяного вкуса,
в какую верят пастухи,
я в руки получил… Но нет же:
я помню утро февраля,
где верховодит ряд сольфеджий
и клавиш фабрики Заря.
Я заплатил занятий цену
за музыки живую весть.
Но если мир — немая сцена:
зачем травинку было есть?
* * *
пришла и волосы ерошит пришла
хороший кофе какой хороший нашла
нитку с иголкой глаза ломает продеть
нитку не может в тусклый ноябрьский день
надень толстовку поддень пару кальсон
зажги духовку явь это или сон
сохнет полотенце и кухонный георгин
ноябрь некуда деться ноябрь одна один
одно целое одни в одной шестой
хованское белое участок сорок шестой
* * *
Дождь лил и не показывал лица.
Как лодка, унесённая с причала,
шёл настоящий ливень без конца,
был ливень без конца и без начала.
Текла терраса, подставляли цинк;
просачивался дождь и барабанил
о том, что жизнь не только глупый цирк;
он сузил круг, он близких круг убавил.
Алхимия дождя, его лицо,
мелькнувшее в разгорячённом тигле,
в одно соединившее кольцо,
окно, деревья, штору и крыльцо;
и дождь ушёл — шаги его утихли.
Он в капюшоне, он в дождевике
его спина сутула, серовата;
меж яблонь удаляется к реке,
в руке дождливой молния крылата.
На полчаса заставил замолчать
сорок, людей и ангелов за ними,
но без него могли не прозвучать,
раскачиваясь, высветлив печаль,
на ветках капли солнечные в нимбе.
Мой Юго-Запад
1
Если что и осталось,
помня солнечный миг,
это — полок усталость
от открыток и книг;
это — коврик настенный,
пыльным зреньем вперясь,
знает, были мы с кем и
их недолгую связь
с вечным кухонно-летним:
стол, накрошенный хлеб;
дом и сам мимолётен,
от прозрений ослеп.
Он — почти уже абрис,
ветхий лист, силуэт,
крылья бабочки, лакмус,
нота солнечных лет.
Знаю, дверь приоткроет,
полувидя кому,
и — дыхание смоет
в синеглазую тьму.
2
Это — листья дышат кожей,
это — Тропарёвский парк.
Не ищи его, прохожий,
между листьев, между парт,
карт настенных, мела, света
длинных белых ламп, стекла.
Это — лето неодето,
и в прихожей натекла
ты с зонта и чуть промокла —
шея, плечи, грудь, лицо.
Это — разом грянет в окна
оглушительным свинцом.
Но в спасительном квадрате
кухни чаю будешь пить,
и в одолженном халате
начинаешь говорить
о знакомых, незнакомых,
летних, будничных, живых.
Это — рядом бестолково
я почти что твой жених.
3
Жили — не тужили,
ворожили нам
столбик лёгкой пыли,
чад нагретых ламп
от страниц скрипучих
с ятями от книг:
это ли не случай
в книгах видеть нимб?
Или речи части
собирать в слова,
краткие, как счастье,
злые, как молва.
Веселись, старанье,
до утра не спи,
в самом замиранье
жить, дышать и пить,
быть всему ответом,
когда все глухи,
лучше влажным летом
пишутся стихи.
* * *
Это в мураве букашки,
это смерть в мужской рубашке
и разжатая рука.
Аустерлиц, облака.
Это время листопада,
это ямы после Града,
частый гусеницы стук.
Чёрный Зингер: тук-тук-тук.
Это муха на портрете,
это взрослые, как дети,
раскачали шар земной:
веселись, юродствуй, ной.
Это небо зло и серо,
это маленькая Вера.
Парка, серая швея.
Это Родина моя.
Это время полной мерой
быть собой. Свинцом и серой,
чтоб не разлучила мгла, —
шей, бессмертия игла.